ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы диверсификации деятельности организации
1.1. Сущность и целесообразность диверсификации
1.2. Виды и инструменты реализации диверсификации
1.3. Проблема выявления привлекательных отраслей и сфер деятельности для диверсификации
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИП
2.1 Общая характеристика деятельности
2.2 Анализ основных показателей деятельности
2.3 Исследование рынка и опрос населения
ГЛАВА 3. Совершенствование деятельности ИП посредством диверсификации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Cписок использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
На сегодняшний день спрос на услуги ногтевого сервиса очень высок. Росту числа ногтевых салонов способствует то, что клиенты стали чаще и регулярнее их посещать и пользоваться большим количеством услуг. Поэтому на российском рынке ногтевого сервиса каждый день открывается несколько ногтевых салонов или студий.
Актуальность работы объясняется необходимостью эффективной организации управления предприятием в условиях рыночной экономики и конкуренции.
Целью данной работы является совершенствование деятельности ИП путем создания ногтевого сервиса в городе Владимире в рамках диверсификации деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотреть сущность и целесообразность диверсификации
– изучить виды и инструменты реализации диверсификации;
– исследовать проблему выявления привлекательных отраслей и сфер деятельности для диверсификации;
– дать общую характеристику деятельности;
– проанализировать основные показатели деятельности;
– провести исследование рынка и опрос населения;
– определить направления совершенствования деятельности объекта исследования.
Объект исследования – ИП , реализующая на вверенной территории товары и услуги компании E.Mi.
Предметом исследования является деятельность ИП.
В качестве теоретической базы исследования выступили труды российских экономистов, менеджеров и специалистов в исследуемой области, материалы периодических изданий и сети Интернет.
Практическая часть данной работы основана на практических исследованиях и документальных материалах предприятия ИП за 2017-2019 годы.
Данная работа имеет практическую значимость в связи с тем, что в ней приведены рекомендации по организации дополнительного направления деятельности предприятия – осуществление ногтевого сервиса.
В соответствии с целью и задачами исследования была определена ее структура. Она соответствует сформулированной цели. Логика изложения материала вытекает из поставленных задач, уровня разработки предмета исследования, теоретической и практической значимости решаемых проблем.
Глава 1. Теоретические основы диверсификации деятельности организации
1.1 Сущность и целесообразность диверсификации
Со становлением и нестабильностью товарных рынков среди отечественных предприятий популярными становятся стратегии развития. Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией. Стратегия проходит два этапа - разработку и внедрение. На начальных этапах формирования принципов стратегического управления стратегия определяется как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Поэтому, основу для всех управленческих решений по долгосрочному стабильному развитию компании обеспечивает стратегическое планирование, в рамках которого разрабатываются долгосрочные цели развития бизнеса, определяются приоритеты деятельности, прогнозируются последствия реализации принятых решений и рассматриваются основные способы их достижения [6]
Диверсификация является одной из наиболее противоречивых стратегий развития бизнеса. Об этом говорит то количество определений, которые встречаются в различных источниках. В мировой экономической науке имеется большое количество трудов, посвященных проблеме диверсификации.
В настоящее время понятие «диверсификация» широко используется в экономической науке в России и за рубежом. В экономически развитых странах оно вошло в практику с середины 1950-х годов.
Впервые термин «диверсификация» был изучен экономистом-лауреатом Нобелевской премии Гарри Марковицем еще в начале 1950-х годов. Первая работа Марковица, широко известная как «Современная теория портфеля», гласит, что диверсифицированные портфели инвестиций превосходят недиверсифицированные для любого данного уровня риска. Соответственно, в области финансов диверсификация обычно считается недвусмысленно выгодной. В мире бизнеса последующие исследования показали, что современная теория портфеля применяется только к отдельным фирмам.
С точки зрения конкурентоспособности крупных предприятий исследования показали, что те структуры, которые диверсифицированы в продуктах и услугах, секторах или географическом регионе, скорее всего, будут превосходить те предприятия, которые держат в фокусе «узкие» места, а также те компании, которые сильно диверсифицированы [23].
Рассмотрим кратко эволюцию теорий диверсификации. Для обеспечения наглядности представим её в табл. 1.
Таблица 1 – Эволюция стратегий диверсификации производства [1]
|
1960-1975 гг.
|
1975-1990 гг.
|
Цели
диверсификации
|
– рост (расширение) предприятий;
– снижение риска;
– внутрифирменное
перераспределение капиталов
|
– достижение синергетического
эффекта различных видов
деятельности;
– повышение
конкурентоспособности
|
Критерии оценки диверсифицированных компаний
|
Преимущественная ориентация на финансовые показатели
|
Доминирующая роль
стратегических критериев
|
В современной экономической практике понятие «диверсификация» можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. Диверсификация в самом общем виде определяется как расширение номенклатуры, товаров, производимых предприятиям (фирмой). Диверсификация (лат. Diversification – разнообразие) – переход деятельности предприятия в новые сферы: увеличение ассортимента и видов производимых товаров (услуг), изменение географической сферы деятельности и др. Диверсификация связана с использованием накоплений предприятия не только на производство основной продукции, установлением контроля над каким-то этапом производства, но и на организацию новых видов производства, проникновение в другие отрасли. Таким образом, в широком понимании диверсификация определяется как «расширение номенклатуры, товаров, производимых предприятиям (фирмой)». В более узком смысле под диверсификацией понимается проникновение капитала предприятия в отрасли, не имеющие прямой связи с основным родом его деятельности [7].
С экономической точки зрения, диверсификация представляет собой вариант роста объемов производства путем выпуска дополнительной новой продукции на новые рынки, поиска более сильной позиции на нем. Вместе с тем это определение не учитывает другие аспекты диверсификации, такие как умение фирмы «упорядочить» свой капитал и более целенаправленно использовать свой интеллект в условиях конкурентной борьбы, способность обеспечить широкое поле для менеджеров и дальнейшего роста.
Диверсификацию предприятия следует также рассматривать как расширение деятельности фирмы за рамки ведения основного бизнеса, под которым понимается производство товаров (услуг), имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами продукции.
Для наглядности сведем наиболее распространенные определения «диверсификации» в табл. 2.
Таблица 2 – Определения диверсификации [16]
Авторы
|
|
Ансофф И.
|
это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих
|
Багудина Е.Г.
|
рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков
|
Гольдштейн Г.Я.
|
расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства
|
Кельчевская Н.Р.
Сироткин С.А.
|
вид инвестиционной стратегии, связанный с расширением или изменением видов инвестиционной деятельности
|
Новицкий Е.Г.
|
проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности; в широком смысле – распространение хозяйственной деятельности на новые сферы
|
Рудык Н.Б.
|
процесс проникновения корпорации в новые отрасли производства и географические сегменты рынка с целью снижения риска ее операций и стабилизации потоков денежных средств
|
Румянцева Е.Е.
|
общая деловая практика, направленная на расширение номенклатуры товаров и услуг и/или географической территории, для того чтобы рассредоточить риск и снизить зависимость от цикличности бизнеса
|
В приведенной табл. 2 представлены далеко не все существующие определения «диверсификации». Рассматривая существующие определения, можно определить диверсификацию как процесс расширения активности крупных фирм, объединений, предприятий и целых отраслей, овладения новыми видами деятельности, отличными от основного бизнеса с целью обеспечения эффективности работы, выработки новых видов товаров, которые можно продать на новых рынках с выгодой для клиентов [5].