Курсовая работа|Теория коммуникаций

Анекдот как коммуникация

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 22

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели

1. Понятие процесса коммуникации

2. Коммуникативные модели

ГЛАВА 2. Специфика анекдота как речевого жанра

1. Определение анекдота 

2. Происхождение и бытование анекдотов

ГЛАВА 3. Анекдот с точки зрения коммуникации

1. Коммуникативная функция анекдота …

2. Реализация коммуникативных моделей в анекдоте 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Анекдот уже давно и прочно закрепился в массовой культуре. Сейчас, пожалуй, ни одна газета, ни один журнал, ни один Интернет сайт не обходятся без размещения на своих страницах хотя бы пары анекдотов. Их берут в качестве эпиграфов, используют для иллюстрации злободневности общественных проблем, их, наконец, просто рассказывают друг другу, желая развлечь собеседника, разрядить обстановку, установить контакт с человеком. Рассказывание анекдота отличается от большинства других речевых жанров тем, что рас­сказчик (субъект речевого жанра) никогда не претендует на авторство текста анек­дота. Когда человек шутит, это предполагает, что он сам придумал шутку, — пересказать чужую шутку не значит пошутить самому.

В лингвистике анекдот в основном изучается с точки зрения жанра, разновидностей, языкового состава, но очень мало исследовалась именно его коммуникативная сторона. Этим и определяется актуальность данной работы.

Объектом исследования в нашей работе является процесс массовой коммуникации и рассказывание анекдота как часть этого
процесса.

Предмет нашего исследования – анекдот как коммуникативное явление.

Цель работы мы определяем следующим образом: выяснить, что представляет из себя анекдот с точки зрения коммуникации, определить, как реализуются в нем коммуникативные модели.

Цель определяет задачи исследования:

- рассмотреть сущность процесса коммуникации, его модели;

- выявить особенности анекдота, как явления массовой культуры;

- проанализировать анекдот как коммуникативный процесс.

Источниковой базой для нашего исследования послужили работы лингвистов, изучающих анекдот с различных точек зрения, а также труды ученых по теории коммуникации.

Проблему бытования анекдота рассматривали в своих трудах такие крупные ученые как С.С. Аверинцев, Л.П. Гроссман, Ю.М. Лотман, Л.Н. Столович, З. Фрейд, В.Б. Шкловский (краткую библиографию можно найти в книге Е. Курганова «Похвальное слово анекдоту», СПб., 2001). В основу работ Шмелевой Е. И Шмелева А.  положено представление, согласно которому следу­ет строго  разграничивать рассказывание анекдота как устный речевой жанр и текст анек­дота. Пятигорский А. М. в своем исследовании «Некоторые общие замечания о мифологии с точки зрения психолога» говорит рассматривает анекдот с точки зрения его мифологической, медиативной функции, он говорит следующее: «Все мы знаем, что в любой беседе может наступить момент неловкости, когда никакие логические аргументы не исправят ситуации, вечер грозит быть сорванным. Именно в этот момент на помощь приходит шутка, остроумие и анекдот». Приблизительно то же самое говорит в своей работе «Прагматика анекдота» Руднев В.П.: «Анекдот разряжает ситуацию, снимает противоречия между спорящими сторонами». Анекдот как специфическое явление русской культуры рассматривает в своих исследованиях Химик В.В. Отражение в анекдотическом тексте элементов игры, без которых собственно анекдот не возможен и невозможна реализации его коммуникативной функция, анализировали Земская Е. А., Китайгородская М. В., Розанова Н. Н., а также Санников В.З.

Таким образом, гипотезой нашей работы является положение о том, что анекдот – специфический речевой жанр, который реализует коммуникативную функцию.

 

ГЛАВА 1. Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели

1. Понятие процесса коммуникации

Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстроннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Такая многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:

  • информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;
    • интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;
  • гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;
  • аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;
    • нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;
  • семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;
    • практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся:

  • обмен и передача информации;
  • формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;
  • формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
  • обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
  • изменение мотивации поведения;
  • обмен эмоциями.

Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.

  1. Белоусов А. «Вовочка» // Анти-мир русской культуры. Язык, фольклор, литература. Сб. статей / Сост. Н. Богомолов. М.: Ладомир, 1996.
  2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  3. Земская Е. А., Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Языковая игра. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М., 1983.
  4. Курганов Е. «Похвальное слово анекдоту», СПб., 2001.
  5. Налимов В. В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. М., 1979.
  6. 6. Пельтцер А. П. Происхождение анекдотов.//Сб. Харьк. Ист.-фил. о-ва. т.11. Харьков, 1899.
  7. Руднев В. П. Прагматика анекдота. // «Даугава». Рига, 1990.
  8. Русский литературный анекдот конца XVIII - начала XIX века / Вступ. ст. Е. Курганова; сост. и примеч. Е. Курганова и Н. Охотина. М.: Худож. лит., 1990.
  9. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М.: «Языки русской культуры», 1999.
  10. Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой. Т.1, М., 1986.
  11. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля. Т.1, М., 1988.
  12. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. Ч.1, М., 1975
  13. Химик В. В. Анекдот как уникальное явление русской речевой культуры //Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. - СПб., 2002.
  14. Шмелева Е., Шмелев А. Рассказывание анекдота как жанр современной русской устной речи: проблемы вариативности // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1999.
  15. Шмелева Е., Шмелев А. Клишированные формулы в современном русском анекдоте // Труды Международного семинара «Диалог'2000» по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Т. 1. Протвино, 2000.
  16. Шмелева Е.Я, Шмелев А.Д. Русский анекдот: Текст и речевой жанр. - М., Языки славянской культуры, 2002.
  17. Языковые особенности малых форм современного городского фольклора // Язык. Культура. Гуманитарное знание: Научное наследие Г. О. Винокура и современность. М.: Научный мир, 1999.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 25 стр.
Курсовая Звезды как медиафеномен
Svetlana
Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 26 стр.
Курсовая Проксемика как выразительное средство кино и телевидения
Svetlana
Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 27 стр.
Курсовая Межкультурная коммуникация на примере Казахстана
Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 34 стр.
Курсовая Межкультурная коммуникация на примере Кубы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское