Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятия физическими упражнениями имеет большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей и философов в своих произведениях и высказываниях.
Актуальность темы в том, что регулирующая функция самоконтроля позволяет человеку решать задачи, поставленные им самим или предложенные кем-либо. Люди, владеющие искусством самоконтроля, способны совершать осознанные действия, контролировать проявление своих эмоций, и руководствуясь мотивацией, достигать собственных целей или вносить личный вклад в достижение коллективных целей. Как практический психолог, я особенно важное место отвожу эмоциональному самоконтролю – ведь именно в области эмоций и чувств наиболее полно проявляется бессознательное, внутренняя жизнь личности, ее психическая реальность.
Средства физической культуры нельзя использовать бессистемно и бесконтрольно. В лучшем случае они станут просто неэффективными, а в худшем – нанесут непоправимый вред здоровью. Для исключения отрицательных последствий спорта необходим контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Все эти мероприятия сводятся к диагностике состояния организма.
Существуют различные виды контроля – педагогический и врачебный. Разумеется, они важны при занятиях спортом. Но все же особое место имеет самоконтроль при занятии физическими упражнениями. Его основная цель состоит в оптимизации занятий на основе данных о состоянии организма.
Каждый человек, помимо самоконтроля за выполнением спортивных упражнений, должен уметь правильно организовывать свой труд и отдых. Другими словами, соблюдать правила, касающиеся личной гигиены. Это понятие включает в себя ряд факторов, а именно: соблюдение распорядка дня; рациональное питание; гигиену тела, обуви и одежды; отказ от вредных привычек.
Неукоснительное соблюдение всех этих правил является важным фактором поддержания нормальной работоспособности и сохранения здоровья.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Евсеев Ю. И., Колесникова И. И., Гудвин Г. К., Епифанов В. А., Решетников Н. В., Жуков В. Н. и др.
Целью данной работы является изучение методики самостоятельных занятий физическими упражнениями, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Описать понятие самоконтроля;
- Выявить основные виды и показатели самоконтроля;
- Проанализировать содержание дневника самоконтроля.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.