Введение
1. Современные подходы к обучению персонала
1.1 Обучение персонала: цели и виды
1.2 Система обучения персонала
2. Анализ процесса обучения персонала в организации
2.1 Общая характеристика организации и кадрового потенциала
2.2 Анализ форм и видов обучения персонала в организации
3. Направления совершенствования организации обучения в ООО "Фотолэнд"
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Современное производство требует новых подходов к подготовке и комплектованию кадрами новой формации, имеющими хорошую базовую подготовку и способность быстро адаптироваться в изменяющейся обстановке, эффективно использовать имеющиеся знания и практические навыки, постоянно приобретать новые, лежащие как в смежных, так и в совершенно других областях науки (например, управление человеческими ресурсами, маркетинг, менеджмент, право, языковая подготовка и др.). Персонал должен постоянно развиваться, так как меняется жизнь, меняются условия труда и методы управления и сами условия хозяйствования.
В связи с этими факторами возникает острая необходимость в реорганизации процесса обучения и повышения квалификации сотрудников.
Цель курсовой работы – проанализировать организацию системы обучения персоналом в компании и разработать рекомендации по её совершенствованию.
Задачи курсовой:
- рассмотреть теоретические подходы авторов к целям и видам обучения с точки зрения системного подхода;
- проанализировать подходы к обучению персоналом в ООО «Фотолэнд» и выявить недостатки и резервы возможностей новых подходов к обучению персонала в организации;
- разработать рекомендации по организации обучения персонала в ООО «Фотолэнд».
Объект исследования – ООО «Фотолэнд» г. Новосибирска.
Предмет исследования – система обучения персонала в организации.
Практическая значимость видится в том, что внедрение рекомендаций повысит эффективность управления персоналом в целом и данный опыт может быть использован в аналогичных организациях при разработке подходов к обучению.
1. Современные подходы к обучению персонала
1.1 Обучение персонала: цели и виды
Усиливающаяся модернизация экономики требует изменения стратегий компаний. Их адаптация к новым условиям предполагает существенную перестройку системы кадрового менеджмента, и обучение персонала в этих условиях становится ключевым элементом процесса управления персоналом.
По мнению Ф.Н.Филиной, «обучение персонала – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения теоретическими знаниями, навыками и умениями под руководством опытных специалистов».
По мнению А.Я.Кибанова, «обучение – это процесс накопления человеческого капитала путем непосредственной передачи профессиональных знаний и навыков сотрудникам организации с целью заполнения "разрыва" (дефицита) между наличными (имеющимися) у них знаниями, навыками и теми, которыми они должны обладать согласно требованиям предполагаемой работы в настоящий момент, в ближайшем будущем, или для освоения новой».
Р.Долженко дает такое определение «Корпоративное обучение – комплекс мероприятий по развитию навыков, умений и знаний персонала, направленных на наиболее оптимальное использование человеческих ресурсов организации с точки зрения принятой в ней стратегии».
У М.Поляченковой такой взгляд: «Обучение персонала – процесс формирования и развития у сотрудников корпоративно ориентированных передовых профессиональных знаний, умений и навыков, а также привития им корпоративной культуры и стандартов Компании посредством методов обучения и воспитания».
Различают три основных вида обучения.
- Подготовка кадров – процесс планомерного и организованного обучения кадров соответствующей квалификации для любой отрасли производства, обладающих необходимыми специальными знаниями, умениями и навыками.
Подготовка кадров может вестись тремя способами: внутри организации (без отрыва от производства), т.е. в процессе работы; вне организации (с отрывом от производства) на специализированных курсах; самообучение (самоподготовка), заключающееся в изучении специальной литературы или путем обучения в системе высшего и среднего специального образования. Самообучение является важным мотивирующим фактором для работника и должно стимулироваться руководством организации путем предоставления дополнительного времени или повышения в должности по результатам обучения.
- Повышение квалификации. Это процесс обучения кадров с целью усовершенствования знаний и навыков в связи ростом профессиональных требований или повышением в должности.
Виды повышения квалификации:
- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают соответствующий документ:
- удостоверение о повышении квалификации – для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
- свидетельство о повышении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.
Примером повышения квалификации являются курсы (институт) профессиональных бухгалтеров, готовящий специалистов по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту в течение нескольких месяцев. По окончании подобных курсов и сдачи экзаменов специалисты получают аттестат Министерства финансов РФ, дающий право заниматься подобной деятельностью на профессиональной основе.
- Переподготовка кадров – обучение персонала организации с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой специальностью или изменившимися требованиями к содержанию и результатам работы.
Профессиональная переподготовка проводится как длительное обучение по учебным программам, необходимым специалисту для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
1. Бешелева М. Дистанционное обучение в условиях экономии / М.Бешелева // Кадровик. Кадровое делопроизводство. – 2010. – № 2. – С. 40-48.
2. Варданян И. Исследование систем обучения и развития персонала / И. Варданян // Кадровик.ру. – 2012. – № 2. – С. 68-69.
3. Галузо Е.А. Проблема конкурентоспособности персонала в рамках эффективной системы обучения персонала / Е.А.Галузо // Управление персоналом. – 2009. – № 24. – С. 46-47.
4. Долженко Р. Корпоративное обучение персонала в коммерческом банке / Р.Долженко // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). – 2012. – № 1. – С. 135-142.
5. Кузнецов Д. Защита инвестиций работодателя в обучение персонала / Д.Кузнецов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2012. – № 6. – С. 10-17.
6. Кузнецов Д. Правовые аспекты внешнего обучения персонала / Д.Кузнецов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2010. – № 5. – С. 57-64.
7. Максимов Е. Оценка качества и эффективности обучения персонала / Е.Максимова // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2010. – № 12. – С. 51-57.
8. Одегов Ю. Практика формирования корпоративных университетов / Ю. Одегов, А. Мерко // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2009. – № 2
9. Погодина Г. Положение о кадровом резерве: инвестиции в персонал / Г.Погодина // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2010. – № 2. – С. 60-64.
10. Погодина Г. Положение об учебном центре / Г.Погодина // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2011. – № 5. – С. 29-32.
11. Погодина Г. Тяжело в учении – легко в работе: положение об обучении персонала / Г.Погодина // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2010. – № 7. – С. 58-64.
12. Поляченкова М. Разработка положения об обучении и развитии персонала / М.Поляченкова // Кадровик. Кадровое делопроизводство. – 2011. – № 12. – С. 128-135.
13. Попович Д. Проектная кузница кадров: учимся на конкретных примерах / Д. Попович, Ю. Самойлова // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2010. – № 12. –С. 66-81.
14. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 678 с.
15. Филина, Ф.Н. Все сложные кадровые вопросы / Ф.Н.Филина. – М.: ГроссМедиа Ферлаг, РОСБУХ, 2009. – 556 с.
16. Иванова М. Бабу-Ягу брать со стороны не будем. Воспитаем в своем коллективе [Электронный ресурс] / М.Иванова // Режим доступа: http://www.hri№form. ru/articles/aor.shtml. – (дата обращения – 22.01.2013).
17. Примерные тексты локальных нормативных актов, содержащих описание системы обучения персонала организации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.hr-portal.ru. Раздел «Обучение. Образцы документов по обучению персонала». – (дата обращения – 20.01.2013).
18. Костицын Н.А. Корпоративные системы управления знаниями, обучением и развитием персонала. Использование системы дистанционного обучения в организации электронного обучения персонала (2009). [Электронный ресурс] / Н.А.Костицын // Режим доступа: http://compete№tum.ru/busi№ess/lms. - (дата обращения. - 22.01.2013)
19. Тенденции в обучении и развитии персонала. Изменение потребностей заказчиков T&D-услуг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.taler-spb.ru/papers2/17.html. - (дата обращения - 20.01.2013).