Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Развитие наглядно-образного мышления слабослышащих дошкольников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2023 | Страниц: 42

Введение. 

Глава I. Теоретические вопросы развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста. 

1.1. Понятие «мышление» в научной литературе. 

1.2. Характеристика процесса мышления у дошкольников. 

1.3. Особенности развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста. 

1.4. Возможности развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста. 

Выводы по главе I 

Глава II. Коррекционная работа по развитию наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста. 

2.1. Методики изучения наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. 

2.2. Комплекс игр по развитию наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. 

Выводы по главе II 

Заключение. 

Список литературы. 

Приложение. 

В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, B.C.Мухина, Н.Н.Поддьяков и др.). Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.

Обзор литературы по данному вопросу показывает, что, хотя развитие мышления детей с нарушениями слуха подчиняется общим законам развития детского мышления и проходит те же этапы, оно имеет и значительные особенности. Эти особенности обусловлены более медленным и своеобразным развитием речи у глухих и слабослышащих детей из-за недостатка слуха, что проявляется даже в условиях специального обучения. У детей данной категории формирование мыслительных операций задерживается уже в дошкольном возрасте. В школьный период это отставание становится еще более заметным.

У глухих и слабослышащих детей наблюдается замедленный переход с одной стадии развития мышления на другую. Если обратиться к познавательной деятельности глухих в целом, то необходимо будет отметить несоразмерность роли словесно-логического и наглядно-образного мышления в пользу последнего. У слабослышащих детей тоже происходит задержка в развитии мышления. Исследования отечественных психологов показывают, что развитие мышления у глухих и слабослышащих детей отстает от уровня их слышащих сверстников и имеет ряд особенностей: более позднее формирование всех стадий мышления, увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и особенно словесно-логического мышления по сравнению со слышащими сверстниками, склонность мыслить по шаблону при решении задач различного вида, отставание в развитии мыслительных операций и др.

Тем не менее, вопросы формирования наглядно-образного мышления слабослышащих детей с нарушенным слухом рассматривались в отечественной сурдопсихологии недостаточно. Поэтому многие вопросы формирования наглядно-образного у школьников данной категории остаются неизученными.

Объект исследования – наглядно-образное мышление слабослышащих детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – средства развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – определить комплекс дидактических игр по развитию наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование и развитие наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста будет эффективным при наличии следующих психолого-педагогических условий: своевременная диагностика мышления дошкольников и организация игр и занятий по развитию наглядно-образного мышления.

Задачи работы:

  1. Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить уровень сформированности наглядно-образного мышления у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
  3. Составить комплекс игр по развитию наглядно-образного мышления у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

 

Глава I. Теоретические вопросы развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста

1.1. Понятие «мышление» в научной литературе

В научных исследованиях мышление рассматривается как особенно сложная форма психической деятельности, возникающая в тех случаях, когда задача требует предварительного анализа и синтеза ситуации и нахождения специальных вспомогательных операций, с помощью которых она может быть разрешена. В.В.Давыдов, Н.Н.Поддьяков, С.Л.Рубинштейн считают, что в процессе мышления происходит сознательное отражение объективной действительности в таких её свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты [7].

По определению Р.С.Немова, мышление понимается как психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. В отличие от иных психологических процессов мышление практически всегда связано с наличием проблемной ситуации, которую необходимо решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана [14].

Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании [25].

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение. Анализ - это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Сравнение - установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими-либо признаками. Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Абстракция состоит в вычленении каких-либо сторон объекта при отвлечении от остальных. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

К.Бюлер, Э.Торндайк изучали процесс развития мышления детей аналогично исследованию мышления обезьян, основанном на простейшей предметной и орудийной деятельности [3]. Такой подход привел его сторонников к игнорированию роли языка и использования детьми общественно выработанных способов деятельности в развитии мышления. Авторы не отмечали важнейших психических образований, которые формируются в процессе практической деятельности ребенка и выступают затем как основа развития более сложных форм мышления.

В.Келер, К.Коффка - представители гештальтпсихологии - также отрицали значение внешней деятельности в решении мыслительных задач. Основой их взглядов являлось убеждение о том, что внезапное решение задачи происходит на основе выделения существенных отношений проблемной ситуации в феноменальной структуре поля и не имеет никакой связи с предшествующим опытом человека. Между тем, разрабатывая теорию гештальтпсихологии, ученые Вюрцбергской школы внесли значительный вклад в становление и развитие психологии мышления: О. Кюльпе и его последователи положили начало экспериментально-психологическому исследованию мышления; О.Зельц предложил общие принципы объяснения процесса решения репродуктивных задач, классифицировал мыслительные операции как методы решения задачи; И.К.Дункер систематизировал имеющиеся представления о творческом мышлении, создал классификацию проблемных ситуаций, разработал системы понятий для описания процесса решения задач [4].

Таким, образом, в изучении мышления были достигнуты определенные успехи. Вместе с тем, еще многое в сложнейшем процессе формирования детской психики оставалось неясным, требовались дальнейшие исследования.

Поэтапность протекания любой мыслительной деятельности изучали также В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн, К.А.Славская. Схематично различные этапы мышления представляются ими в следующем виде.

На первом этапе осуществляется предварительная ориентировка в условиях задачи, анализ входящих в неё компонентов, выделение её существенных признаков и связей.

На втором этапе выбирается один из путей, по которому в дальнейшем развивается мыслительная деятельность (выработка общей стратегии мышления).

На следующем - исполнительном - этапе производится поиск соответствующих способов (познавательных действий, операций), направленных на выполнение задания. В процессе познания и развития мыслительной деятельности ребенок усваивает операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации. Они являются основными компонентами мышления, каждый из которых выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в тесной связи с другими операциями. В зависимости от степени сформированности каждой операции мыслительная деятельность осуществляется с разной результативностью. Поиск решения, как правило, через выделение промежуточных целей и осуществление промежуточных вспомогательных умственных действий и операций, совершаемых при помощи общественно выработанных и усвоенных в течение жизни автоматизированных и интериоризованных предметных действий, зрительных образов, значений и логических схем.

На четвёртом этапе совершается собственно решение мыслительной задачи - нахождение окончательного ответа. Затем на последнем, пятом, этапе происходит сличение полученного результата с исходными условиями задачи. Если результат согласуется с исходными условиями, мыслительный процесс заканчивается. Если не согласуется, то процесс мыслительной деятельности возобновляется с этапов дополнительной ориентировки в исходных условиях и поисков других путей решения задачи [16].

Все этапы с входящими в них компонентами составляют психологическую структуру всякой мотивированной целенаправленной мыслительной деятельности. При этом они имеют сложно организованную внутреннюю структуру, включающую в себя такие «единицы» мыслительной деятельности, как умственные (мыслительные) операции и действия.

  1. Алов, В.В. Малыш не слышит! / В.В.Алов, М.И.Алова. - СПб., 1992. – 112 с.
  2. Багрова, И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя / И.Г.Багрова. - М.: Просвещение, 1990. – 134 с.
  3. Басова, А.Г. История сурдопедагогики: Учебное пособие / А.Г.Басова, С.Ф.Егоров. – М.: Просвещение, 1984. – 295 с.
  4. Бертынъ, Г.П. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом / Г.П.Бертынь, Т.В.Розанова // Дефектология. - 1993. - №4. – С.3-8.
  5. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
  6. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя / Р.М.Боскис. - М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
  7. Венгер, А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности / А.А.Венгер. – М.: Просвещение, 1972. - 168 с.
  8. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко и др. – М., 1991. – 250 с.
  9. Выгодская, Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Г.Л.Выгодская. – М.: Просвещение, 1975. - 174 с.
  10. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С.Выготский; Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М.Лифанова; Авт. коммент. М.А.Степанова. - М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
  11. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / Под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Экзамен, 2004. - 96 с.
  12. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение до школьников с нарушениями слуха: Учебное пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
  13. Гончарова, Е.Л. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения / Е.Л.Гончарова, О.И. Кукушкина // Дефектология. - 1998. - №3. – С.3-14.
  14. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Автор-сост. Н.Д.Шматко. – М.: Аквариум, 2001. - С. 97-121.
  15. Диагностика развития дошкольника: Методическое пособие. – Орёл: ОГУ, 1999. – 216 с.
  16. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: Сборник игр для педагогов и родителей / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «Граф-Пресс», 2003. - 160 с.
  17. Зыкова, Т.С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей / Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. – М.: Академия, 2002. - 176 с.
  18. Зыкова, Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1 и 2 вида: Пособие для учителя / Т.С.Зыкова, Э.Н.Хотеева. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 200 с.
  19. Исследование личности детей с нарушением слуха / Под ред. Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - М.: Просвещение, 1981. – 180 с.
  20. Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом / Под ред. М.С.Певзнер, Т.В.Розановой. - М., 1980. – 200 с.
  21. Книга для учителя школы слабослышащих: К истории изучения и обучения слабослышащих; Обучение математике; Развитие общебиологических умений, развитие восприятий речи на слух; Ознакомление с окружающим миром: Обучение позднооглохших учащихся и учащихся  вспомогательных классов / Под ред. И.М.Гилевич, К.Б.Комарова,Г.Коровина, Л.И.Тиграновой. – Краснодар, 1998. – 175 с.
  22. Коровин, К.Г. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида / К.Г.Коровин, А.Г.Зикеев, Л.И.Тигранова. – М.: Просвещение, – 430 с.
  23. Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье / Б.Д.Корсунская. – М.: Педагогика, 1970. - 190 с.
  24. Кузьмичева, Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е.П.Кузьмичева. - М.: Просвещение, 1991. – 140 с.
  25. Лёве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А.Лёве Пер. с нем. Л.Н.Родченко, Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200 с.
  26. Леонгард, Э.И. Реальность и перспективы жизни детей с нарушенным слухом // Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью: Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции 24-28 марта 1997 г. - М., 1998. - Вып. 1.
  27. Леонгард, Э.И., Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье / Э.И.Леонгард, Е.Г.Самсонова. - М.: Просвещение, 1991. – 319 с.
  28. Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей / Н.Н.Малофеев // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы Международного семинара. - СПб., 1996. – С.54-61.
  29. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д.Марцинковская. – М.: LINKA-PRESS, 1997. – 176 с.
  30. Методические рекомендации к Программе: «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». – М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2003. - 168 с.
  31. Миронова, Э.В. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа / Э.В.Миронова, Н.Д.Шматко // Дефектология. - 1995. - №4. – С.66-74.
  32. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П.Назарова. – М.: Владос, – 288 с.
  33. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л.П.Назарова; Под ред. В.И.Селиверстова. - М: ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
  34. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С.Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
  35. Никитина, М.И Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната / М.И.Никитина // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. - СПб., 1997. – С.19-25.
  36. Носкова, Л.П. Характеристика деятельности учителя-дефектолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. - М.: Просвещение, 1993. – 220 с.
  37. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах: Инструктивно-методическое письмо. - М., 1990. – 80 с.
  38. Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога / Т.В.Пелымская, Н.Д.Шматко. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 320 с.
  39. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др. ; под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
  40. Психология глухих детей / Р.М. Боскис, В.А.Влодавец, Г.Л. Выгодская и др. ; под ред. И.М. Соловьева и др. – М., 2006 – 500 с.
  41. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М.: Академия, 2003. – 318 с.
  42. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье: Методические рекомендации для родителей / Под ред. Э.ИЛеонгард. – М., 1985. – 160 с.
  43. Рау, Ф.Ф. Устная речь глухих / Ф.Ф.Рау. - М.: Просвещение, 1973.
  44. Речицкая, Е.Г. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе / Е.Г.Речицкая, Е.В.Пархалина. – М.: Владос, 192 с.
  45. Синяк, В.А. Особенности психического развития глухого ребенка / В.А.Синяк, М.М.Нудельман. – М.: Просвещение, 1975. – 110 с.
  46. Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса / Под ред. Л.А.Аслановой, М.И.Никитиной. - СПб., 1997. – 260 с.
  47. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 300 с.
  48. Специфика личностных особенностей глухих и слабослышащих: особенности эмоциональной сферы: рекомендации по психолог. коррекции выявл. личност. отклонений для адаптации слабослышащих в об-ве / М-во образования Рос. Федерации , Новосиб. гос. техн. ун-т, Ин-т социал. реабилитации; сост.: Н.И. Лайтер. - Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2004. - 31 с.
  49. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др. ; под ред. М.И. Никитиной. – М. : Просвещение, 1989. - 382 с.
  50. Янн, П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П.А.Янн; Пер. с нем. Л.Н.Родченко, Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 248 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское