Курсовая работа|Конфликтология

Курсовая Конфликты в организации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 38

Введение

  1. Общее понятие конфликта, его разновидности

1.1 Конфликт как форма взаимодействия, виды конфликтов, их особенности

1.2 Специфика конфликтного взаимодействия в организациях

1.3 Причины возникновения конфликтов в организации

1.4. Мотивы возникновения конфликтов

1.5 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

  1. Практическое исследование влияния потребностей на выбор стратегии поведения

2.1. Построение и организация эксперимента

2.2. Процедура эксперимента

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

В процессе взаимодействия людей происходит постоянное соприкосновение их ценностей, интересов, взглядов, мотивов, психологических особенностей и других характеристик, составляющих ядро индивидуальности той или иной личности. Различия в данных показателях зачастую лежат в основании возникновения конфликтов, как в личной, так и профессиональной сферах жизни.

В результате профессиональных конфликтов нарушается общий эмоциональный фон, снижается трудоспособность и результативность деятельности организации в целом. Именно поэтому проблема возникновения конфликтов в организации, поиска путей оптимизации взаимодействия и выхода из конфликтов между сотрудниками является очень актуальной. Конструктивное взаимодействие, основанное на партнерстве, взаимопонимании и работе на общий результат существенно сказывается на эффективности организации и ее конкурентоспособности. Необходимо особо отметить роль руководителя организации в создании условий для развития такого взаимодействия в коллективе [20].

Теоретическое исследование данной проблемы осуществлялось многочисленными зарубежными и российскими исследователями в рамках таких научных дисциплин как социология, психология, конфликтология, менеджмент, теория организации, психология управления и т.д. Так, среди социологов изучением природы конфликта занимались Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер, И.Д. Ладанов, К.А. Радугин. В рамках психологии в исследование  конфликта внесли свой вклад М. Шериф, Д. Рапопорт, Р. Доз, Л. Томпсон, К. Томас, М. Дойч, Д. Скотт, 3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей, Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер, Ф. Хайдер, Д.П. Кайдалов, Е.И. Суименко, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.Г. Казаков, А.А. Ершов и многие другие.

Цель работы - изучить специфику межличностных конфликтов в организации.

Задачи работы:

  1. изучить специфические особенности конфликтов в организациях;
  2. проанализировать причины возникновения конфликтных ситуаций в организациях;
  3. рассмотреть мотивы возникновения конфликтов;
  4. изучить особенности мотивационно-потребностной сферы личности и выявить их влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.

Объект исследования: влияние мотивационно-потребностной сферы личности на поведение субъекта в конфликте.

Предмет исследования: степень удовлетворенности основных потребностей и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Гипотеза: В процессе взаимодействия между людьми на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации оказывает существенное влияние степень удовлетворенности основных потребностей.

Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы (аналитический, гипотетико-обобщающий методы).

Выборка исследования: сотрудники строительной компании в количестве 30 человек (мужчины). Возраст от 24 до 35 лет. 

 

  1. Общее понятие конфликта, его разновидности

1.1 Конфликт как форма взаимодействия, виды конфликтов их особенности

Термин «конфликт» имеет латинские корни (лат. conflictus) и переводится как «столкновение».

В настоящее время в литературе присутствуют несколько определений понятия конфликт, общий анализ которых позволяет выделить следующие структурные признаки, характерные для конфликтного взаимодействия и определяющие его специфику. Во-первых, в основе любого конфликта лежит объективное противоречие или несовместимость, которые затрагивают цели, интересы, мотивы и т.п. сторон конфликта. Во-вторых, данное противоречие или несовместимость осознаются сторонами. В-третьих, стороны конфликта предпринимают разнообразные действия (активность), целью которых выступает преодоление данного противоречия [5].

На основании данных признаков можно утверждать, что конфликт представляет собой определенную ситуацию, в которой принимают участие несколько сторон, обладающих несовместимыми взглядами, позициями и интересами, взаимодействие между сторонами конфликта характеризуется противоборством.

В современной психологии существует разделение конфликтов по следующим типам:

  • внутриличностный конфликт;
  • межличностный конфликт;
  • конфликт между личностью и группой;
  • межгрупповой конфликт.

Каждый из данных типов имеет свои особенности, определяющие специфику протекания конфликтного взаимодействия [8].

Внутриличностные конфликты подразумевают отсутствие согласия у человека с самим собой, т.е. наличие внутренних противоречий, в основе которых могут лежать необходимость выбора альтернатив, несовпадение внешних требований и внутренних позиций; неоднозначность восприятия ситуации, целей и средств ее достижения; потребностей и возможностей их удовлетворить; влечений и обязанностей; различного рода интересов и т.п.

Особое внимание исследователей нацелено на межличностные конфликты, поскольку они затрагивают сферу взаимодействия между людьми и лежат в основании межгрупповых конфликтов и общеколлективных конфликтов [22, с. 11-70.].

Вместе с тем, у данного типа конфликтов можно выделить следующие специфические особенности:

  1. Непосредственное противоборство (лицом к лицу), осуществляемое в ситуации «здесь и сейчас», в основе которого находится столкновение личных мотивов, интересов и т.д.
  2. Очень широкий спектр причин, которые могут спровоцировать возникновение конфликта (общие и частные, объективные и субъективные);
  3. Возникновение конфликта требует от человека максимальной реализации возможностей характера, темперамента, способностей, интеллекта и других особенностей, составляющих индивидуальность личности.
  4. Высокая эмоциональная вовлеченность в ситуацию и охват всех сторон отношений между участниками конфликта.
  5. Затрагивание интересов не только непосредственных участников конфликтного взаимодействия, но и лиц, которые имеют непосредственные связи с ними (служебные или личные).

Следующий тип - конфликты между личностью и группой. В основе подобных конфликтов, как правило, лежит несовпадение между коллективными и индивидуальными нормами поведения.

Межгрупповые конфликты демонстрируют противоречия между формальными и неформальными группами, входящими в состав организации во взглядах и интересах.

Многочисленные исследователи конфликтного взаимодействия предлагают несколько классификаций конфликтов по различным основаниям [13,15,17].

Классификация по направленности взаимодействия. В рамках организации можно выделить горизонтальные конфликты – в них не участвуют лица, находящиеся друг у друга в подчинении; вертикальные – участники таких конфликтов находятся в подчинении друг у друга, а также смешанные конфликты, включающие как лиц равных по полномочиям, так и подчиненных.

Классификация по значению для организации. Данное основание позволяет разделить конфликты на конструктивные, т.е. созидательные и приносящие пользу, и деструктивные, которые могут повлечь нарушение деятельности организации в целом. Конструктивные конфликты позволяют реформировать деятельность, способствуют улучшению уровня взаимопонимания и эффективности взаимодействия. 

Классификация по характеру причин, повлекших возникновение конфликта, включает:

  1. Конфликты целей. Противоборствующие стороны ориентированы на различные цели и по-разному видят пути достижения желаемого состояния.
  2. Конфликты взглядов, подразумевающие наличие противоречий у участников конфликта во взглядах, идеях и др.
  3. Конфликты чувств, характеризуемые различиями у лиц, участвующих в конфликтном взаимодействий, чувств и эмоции, которые лежат в основе межличностных отношений между ними (раздражение, антипатия и т.д.).

Классификация по длительности конфликтного взаимодействия. Согласно данной классификации выделяют кратковременные и затяжные конфликты [4]. Необходимо отметить тот факт, что затяжные конфликты, как правило, возникают на базе неразрешенных кратковременных.

  1. Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций. М., 2001.
  2. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание - конфликт. 2-е изд. Новосибирск, 1989.
  3. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.
  4. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика., 1996.
  5. Гришина Н. В. Психология конфликта. С.-П., 2000
  6. Гришина Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. СПб: Лениздат, 1990
  7. Зеркин Д. П. . Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс,1998.
  8. Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Конфликтология. 2-е изд., М., Изд. Инфра-М, 2006.
  9. Кошелев А. Н., Иванникова И. И. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления.М.: Альфа-Пресс, 2007.
  10. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы, М.: Изд. Аспект Пресс, 2001.
  11. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель… – М., 2001
  12. Кулиев Т. А., Мамедов В. Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие. М.: Знание, 1990.
  13. Латынов В. В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. Т. М., 1993.
  14. Леонов Н. И. Конфликт, конфликтность и поведение в конфликте. Научное издание. Ижевск, 2002.
  15. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. Питер, 2005.
  16. Леонов Н. И. Основы конфликтологии. Учебное пособие. Ижевск: Удмуртский Университет, 2000.
  17. Ратников В. П. Конфликтология. М.: Юнити, 2001.
  18. Сомова Л. К. Разрешение конфликтов // Менеджер, 2000.
  19. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента.- М., 1992
  20. Чумиков А. Н. Управление конфликтом. М., 1996.
  21. Шаленко В. Н. Конфликты в трудовых коллективах. М., Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  22. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн., 1997, с. 11-70

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конфликтология
2017 год 49 стр.
Курсовая Управление конфликтами в организации
Svetlana
Курсовая работа Конфликтология
2017 год 66 стр.
Курсовая Управление конфликтами на примере организации
Telesammit
Курсовая работа Конфликтология
2013 год 54 стр.
Курсовая Механизм урегулирования конфликта
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское