Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование организации индивидуальной коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения у детей 6 года жизни с ФФН
1.1 Общая характеристика детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
1.2 Работа по устранению недостатков звукопроизношения с дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
1.3 Содержание индивидуальной коррекционной работы в условиях детского сада по развитию фонематических процессов.
Глава 2. Изучение эффективности индивидуальной работы в процессе устранения недостатков звукопроизношения у детей 6 года жизни с ФФН.
2.1 Изучение состояния звукопроизношения дошкольников с ФФН.
2.2 Программа индивидуальной коррекционной работы.
Заключение.
Литература
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие представляет наиболее распространенное речевое нарушение у дошкольников, зачисленных в логопедические группы (РЕ. Левина, Л.Ф Спирова, ГА. Каше, Т.Б Филичева, Г.В.Чиркина). Своевременное выявление ФФН помогает корригировать речевую функцию и способствует подготовке детей к усвоению программы общеобразовательной школы (А П. Воронова, Л.Ф. Спирова, Й-В. А.Унчюрис).
Большинство современных исследователей в области специальной педагогики свидетельствуют об усложнении структуры отклонений, о значительном увеличении сочетания нарушений у различных категорий детей (Т.А. Басилова, Л.П. Григорьева, Л С. Волкова, ЕЛ. Гончарова). Эту тенденцию мы отмечаем и в отношении детей с ФФН.
Увеличилось количество детей с отклонениями в развитии, воспитывающихся в двуязычных семьях.
Как считают РЕ. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, для проведения эффективной дифференцированной работы на занятиях необходимо выявление и учет типичных и индивидуальных различий в структуре ФФН.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФН включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).
На важность изучения звукопроизношения детей с ФФН указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на группе с ФФН можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего недоразвития речи.
Актуальность исследования данной проблемы определила выбор темы исследования: «Устранение недостатков звукопроизношения у детей 6 года жизни с ФФН в процессе индивидуальной работы».
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность устранения недостатков звукопроизношения у детей 6 года жизни с ФФН в процессе индивидуальной работы.
Объектом исследования является фонетико-фонематическое недоразвитие у дошкольников.
Предмет исследования – индивидуальная коррекционная работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для доказательства цели нами были поставлены задачи:
- Изучение специальной литературы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
- Проведение анализа содержания коррекционной работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
- Изучение способов диагностики и коррекции фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
- Эмпирическое изучение эффективности коррекционной работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Исследования проводились на базе детского сада №343 города Челябинска.
Глава 1. Теоретическое обоснование организации индивидуальной коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения у детей 6 года жизни с ФФН
1.1 Общая характеристика детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Ф. А. Рау, Е. Ф. Рау, М. Е. Хватцев, Л. Ф. Чистович, Н. X. Швачкин) стало очевидным, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина и В. К. Орфинская на основе психологического изучения речи детей пришли к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом [21, c. 45].
Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается и при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, ослабленное произвольное внимание [8, c.90].
При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности навыков звукового анализа ниже, чем при вторичном.
Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.
Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой [8, c.115].
При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса:
- процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития
- восприятия звуков речи.
Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году). К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-ч). удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.
Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов [17, c.167].
Выделяют несколько уровней фонематического развития детей.
Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.
Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы).
По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.