Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Развитие словесно-логической памяти у детей младшего школьного возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 52

Введение. 

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости словесно-логического запоминания в младшем школьном возрасте. 

1.1 Память, общее психологическое понятие. 

1.2 Краткая характеристика младшего школьного возраста. 

1.3 Особенности развития памяти младшего школьника. 

1.4 Способы развития словесно-логического запоминания. 

Глава 2. Исследование эффективности развития словесно-логического запоминания у младших школьников. 

2.1 Цели и задачи экспериментальной работы. 

2.2 Изучение уровня развития  памяти детей младшего школьного  возраста. 

2.3 Упражнения на развитие словесно-логического запоминания. 

2.4 Результаты педагогических экспериментов и их анализ. 

Заключение. 

Список использованной литературы.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным: для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат [10;123].

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 10 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Значение памяти определяется ее воздействием на психику человека, в процессе чего информация, получаемая из окружающего мира, запоминается, сохраняется и воспроизводится при необходимости. Память отвечает за  социализацию ребенка через знакомство и сохранение общественного опыта, его применение и использование. Память отвечает за успешность обучения детей, т.к. определяет возможность запоминания и сохранения информации младшими школьниками.

Теоретическая актуальность проблемы, ее значимость позволила определить тему нашего исследования: «Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста»

Цель работы: изучить эффективность развития словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста путем использования специально организованных игр и упражнений.

Объект исследования: процесс запоминания.

Предмет исследования: способы словесно-логического запоминания.

Для достижения цели исследования нами были определены следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме работы;
  2. охарактеризовать особенности памяти как познавательного процесса;
  3. рассмотреть особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;
  4. определить необходимость словесно-логического запоминания;
  5. доказать влияние специально организованных игр и упражнений на развитие словесно-логического запоминания младших школьников.

Методы исследования, применяемые в работе: анализ психолого-педагогической литературы; обобщение и систематизация материала, тестирование, моделирование.

Исследование проводилось на базе МОУ № 47 города Челябинска. В исследовании принимали участие младшие школьники, учащиеся 2 класса.

Практическая значимость исследования заключается в общении материала по проблеме развития словесно-логического запоминания детей младшего школьного возраста, определении условий для развития словесно-логического запоминания, разработке рекомендаций и подборе игровых упражнений, направленных на развитие словесно-логического запоминания.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости словесно-логического запоминания в младшем школьном возрасте

1.1 Память, общее психологическое понятие

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая [23, c. 102].

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющее повторное его использованиев деятельности или возвращение его в сферу сознания.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Основными функциями памяти называют три взаимосвязанных процесса:

Запоминание.

Сохранение.

Воспроизведение [16, c. 156].

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству  или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим[13, c. 125].

Исследования памяти междисциплинарны, т.к. в различных формах память встречаются на всех уровнях жизни, включая не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизм передачи наследственной информации. Таким образом, память, являясь одной из основных познавательных функций человека отвечает за работу других познавательных процессов, тем самым регулируя деятельность человека.

1.2 Краткая характеристика младшего школьного возраста

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу! В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6—7 до 9—10 лет.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями [12, c. 22].

К психологическим особенностям младших школьников относят психологические (индивидуальные) и возрастные особенности, которые в совокупности определяют общий характер развития ученика. К психологическим особенностям, в свою очередь, относят особенности познавательных процессов (как основного фактора, определяющего уровень обучаемости школьника), уровень работоспособности, способ взаимодействия со взрослыми. В научной литературе (Гильбух Ю.З., Чередов И. М., Рабунский Е.С.) рассматриваются такие индивидуально-психологические особенности учащихся:

1) соматические (совокупность телесных свойств);

2) психо-физиологические (уравновешенность нервных процессов, подвижность или инертность, возбуждение или торможение, эмоциональность, тип памяти, интересы, мотивы учения и т. д.). [5, c. 23]

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим» (ЭльконинД. Б.). Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7—11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Переход к конкретно-операциональному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми [14, c. 133].

  1. Акимова М.К., Козлова В.Г.  Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии.- 1998.- N  -С.71-74.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П.  От  чего  зависит  работоспособность ученика? // Начал.школа.- 1991. - N1.-С.4.
  3. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начал.школа.-2001.- N 9.-С.10-13.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Под ред. И.В.Дубровина.-М.,1998. – 517 c/
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.: Профессиональное образование, 1994.
  6. Волкова М.Г.  Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха.-М.,1989.- 123 с.
  7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. – М., 1992.
  8. Гальперин И.Я.  Управление  познавательной  деятельностью учащихся.-М.,1972.-262 с.
  9. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. – Саратов, 1981.
  10. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.,1986.- 240 с.
  11. Дубровина И. В.. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ООО ТЦ «Сфера», 1997
  12. Зорина Л.Я., Лернер И.Я.  Качество знаний учащихся и пути его совершенствования.-М.,1998.-С.208 с.
  13. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей.- М.,1996.-105 с.
  14. Конфедератов И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в начальной школе.- М.,1976.-112 с.
  15. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.- М.,1971.-111 с.
  16. Либицина М.И. Индивидуальный подход к учащимся младших классов в процессе самостоятельной работы: Дис.канд. пед. наук.- Л., 1950.- 198 с.
  17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М. «Институт практической психологии», 1997.
  18. Лупан С.Л. Поверь в свое дитя. – М.: Сфера, 1993.
  19. Мечнинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников.- М.,1989.-211 с.
  20. Немов Р.С. Практическая психоогия.-М.,1990. – 382 c/
  21. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. Общая психология. – М.: Просвещение - Владос, 1994.
  22. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология. – М.: Просвещение - Владос, 1994.
  23. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М.: Просвещение, 1972.
  24. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 1997.
  25. Проблемы формирования личности и индивидуальный подход к учащимся :Сб.статей / Под ред. А.И.Липкиной и В.Г.Ягунковой.-М.,1964. – 150 c/
  26. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у 6 – летних детей. // Дошкольное воспитание.- 1989. - №3.
  27. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2.-М.: Генезис,1998.- 160с.
  28. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  29. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. – М.: Просвещение, 1991.
  30. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: «Питер», 2000.
  31. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М., 1995.
  32. Шамова Т.И. Активизация     учения     школьников.- М.,2002.-209 с.
  33. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике.-М.,1971. – 198 с.
  34. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1968.
  35. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское