СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы волонтёрства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья……………………………..………..7
1.1. Волонтёрство — ресурс социальной работы……………….…..……7
1.2. Социальное волонтёрство в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………………..…22
Глава 2. Социальное волонтёрство в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на примере КГБУ СО «КЦСОН «Кировский»……35
2.1. Особенности работы волонтёров с детьми с ограниченными возможностями в КГБУ СО «КЦСОН «Кировский»…………………….……35
2.2. Проблемы реализации волонтёрской деятельности и предложения по развитию социального волонтёрства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на примере КГБУ СО «КЦСОН «Кировский»………………………………………………………………….…..51
Заключение………………………………………………………….……………66
Список литературы………………………………………………………………..
Приложение 1……………………………………………………………………
Приложение 2…………………………………………………………………..
Жизнеспособность общества непосредственно зависит от понимания трудностей и потребностей каждого его индивидуума. Сплоченность, взаимопомощь и поддержка в решении насущных проблем всегда помогали людям при любых общественных формациях. Волонтёрская помощь рассматривается многими государствами как существенный экономический потенциал и способ сплочения и развития гражданского общества. Деятельность негосударственных организаций, учреждений и отдельных добровольцев, так называемого третьего сектора экономики, признана за рубежом как эффективное средство решения социальных проблем, но в нашей стране еще не оценена в полной мере.
Актуальность. В настоящее время в России набирает обороты социальное волонтерство. Работа таких волонтёров направлена, прежде всего, на оказание помощи слабозащищенным категориям населения: пожилым людям, несовершеннолетним из групп социального риска, и в первую очередь, детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Важнейшей особенностью волонтёрства является социальная значимость этой деятельности. Использование добровольцев в сфере социальной работы особенно важно в связи с ограниченностью имеющихся в настоящее время финансовых, материальных и кадровых (человеческих) ресурсов.
Необходимость качественного анализа потенциала волонтёрской деятельности в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе определяет актуальность темы.
Проблема. Изолированность от общества ( нарушение связи с миром, отсутствие общения со сверстниками и взрослыми, ограниченное общение с природой и культурными ценностями) – одна из актуальных проблем семей с особыми детьми. В настоящее время государственные социальные службы не могут в полной мере удовлетворить потребности данной категории граждан. В этих условиях большую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в социальной адаптации, в преодолении трудностей во взаимоотношениях с окружающими людьми может оказать волонтерская деятельность путём вовлечение ребенка в совместную досуговую деятельность.
Цель исследования — провести анализ волонтёрской деятельности как ресурса социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с определением перспектив в данной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть волонтёрство как ресурс социальной работы;
- Изучить социальное волонтёрство в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- Исследовать особенности работы волонтёров с детьми с ограниченными возможностями в КГБУ СО «КЦСОН «Кировский»;
- Выявить проблемы реализации волонтёрской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в КГБУ СО «КЦСОН «Кировский»;
- Разработать предложения по совершенствованию социального волонтёрства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на примере КГБУ СО «КЦСОН «Кировский».
Объектом исследования является социальное волонтёрство.
Предмет исследования — волонтёрство как ресурс социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
Следует отметить коллективные монографии Н.И. Бирюшкина, Н.Ю. Кирюшина и А.В. Шартынова, в которых важное место занимает очерк о возникновении добровольных объединений в России и, соответственно, сфера приложения добровольного труда.
Среди авторов следует обратить внимание на работы Н.Г. Бодренковой, Л.А. Кудринской, И.В. Мерсияновой, М.В. Певной, Е.Е. Строковой, Е.А. Луговой, И.В. Самаркиной, В.Р. Каримова и других, рассматривающих феномен добровольчества с экономической, социологической, социально-психологической и правовой точек зрения.
Интерес научного сообщества к проблеме инвалидности в России, в том числе детской инвалидности, значительно возрос не только в связи с принятием социальной модели инвалидности в нашем обществе, но и в связи с серьезностью проблемы создания инклюзивной социальной среды, в которой дети с инвалидностью могут свободно развиваться и социализироваться.
К сожалению, решить эту проблему только усилиями государственных структур образования, здравоохранения и социальных учреждений не удаётся. Именно поэтому важно привлекать общественность и развивать в стране волонтерство. Анализ литературы по данному вопросу (А.Б. Бархаев, Т.В. Гудина, А.С. Игнатьева) показал, что особое значение в решении данной проблемы имеет организация волонтёрских движений, которые привлекают молодежь к решению этих вопросов.
Интересен подход к понятию добровольчества С.В. Алещенок, Е.С. Азаровой, С.В. Тетерского. Они понимают волонтёрство как своеобразный психолого-педагогический ресурс, в котором ее участники приобретают определенный практический и жизненный опыт, реализуют свой творческий потенциал и привносят важные личностные качества в свою профессиональную жизнь.
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение научно-методической литературы, электронных ресурсов, нормативно‒правовой документации по проблеме исследования.
Эмпирические методы: анализ документов, наблюдение, сравнение, опрос и анкетирование.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что при помощи исследования выявлены основные формы работы волонтёров с детьми с ограниченными возможностями здоровья и проблемы реализации волонтёрских практик в социальных учреждениях. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы специалистами социальных учреждений которые привлекают к своей работе волонтёров как ресурс социальной работы для успешной социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве базы исследования в ходе выполнения комплекса научно-исследовательских мероприятий в рамках реализации цели и задач выпускной квалификационной работы выступил КГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения "Кировский".
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложений.