Введение
Глава 1. Теоретические основы организации экскурсии
1.1 Обоснование проблемы
1.2 Описание проектируемого продукта
- Практическая часть
2.1 Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта
2.2 Методические рекомендации по использованию продукта
Выводы
Список литературы
Обоснование актуальности темы. Особенностью смысла современного образования является формирование универсальных учебных действий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах, из-за чего обеспечивает способность обучающегося к организации самостоятельной учебной деятельности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, основная образовательная программа обязана осуществляться через организацию урочной и внеурочной занятости в начальной школе. Урочная деятельность обучающихся осуществляется через такие формы, как экскурсии.
Но не всегда эта экскурсия может проходить очно, в связи с рядом некоторых проблем. Это может быть другой город, страна или музей, закрытый на ремонт. На данный момент, в связи с внедрением в нашу жизнь информативных технологий, стали появляться нетипичные формы экскурсии, а именно виртуальные.
Существует несколько типов виртуальных экскурсий:
- Обзорные - это экскурсии, которые связанны между собой определённой темой.
- Биографические – экскурсии, рассказывающие об определённой личности
- Культурно- художественные – экскурсии о музеях, галереях.
В наше время виртуальная экскурсия во многом помогает учителю донести информацию обучающимся более детально и наглядно. Ученики могут наглядно просмотреть материал, с помощью которого они смогут самостоятельно ставить учебные цели, контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты, самостоятельно осуществлять деятельность учения.
Теоретической основой исследования в области универсальных учебных действий на уроках окружающего мира являются работы педагогов и психологов: А.Г. Асмолов, Т. А. Беляева, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, Е.В. Дашкова О. А. Карабанова, Н. М. Конышева, Т. С. Жидкина, Л. Г. Петерсон и др.
Проблема проектной деятельности: Действительно ли виртуальная экскурсия на уроках окружающего мира подходит как способ формирования познавательных универсальных учебных действия во.
Цель проектной работы: Разработать сборник видео уроков виртуальных экскурсий на уроках окружающего мира, способствующих формированию универсальных учебных действий у учащихся.
Задачи проектной деятельности:
- Изучить научную и методическую литературу по данной теме;
- Изучить опыт учителей начальной школы по использованию виртуальной экскурсии на уроках окружающего мира во, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий.
- Разработать серию уроков окружающего мира, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся через виртуальную экскурсию.
Форма продукта проектной деятельности: Сборник виртуальных экскурсий по окружающему миру, направленный на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Глава 1. Теоретические основы организации экскурсии
1.1. Обоснование проблемы
«Виртуальные экскурсии – это экскурсии с использованием всех видов информационного понимания– текста, звуков, графики, анимации, видео, символов – содействовать особенно быстрому, доброкачественному восприятию, запоминанию экскурсантами представляемого материала», - пишет в своей статье Е. В. Дашкова.
Е. В. Александрова, кандидат педагогических наук считает, что виртуальная экскурсия – это форма обучения, в которую входит рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: видео, фото, аудиозаписей. В современных условиях виртуальная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий.
высказыванию, Е. Ф. Козиной, «виртуальные экскурсии – это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.д.»
Согласно ФГОС НОО существует структура базового образовательного плана, в состав которого в качестве одного из компонентов включена и деятельность, направленная на полноценное обеспечение индивидуальных интересов и потребностей учащихся. Эта деятельность организуется по основным направлениям развития личности учащихся посредством различных форм, одной из которых является экскурсия.
Смотря на определение Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, «Экскурсия –способ организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях».
По высказыванию М.В. Селиной, «Экскурсия представляет собой способ организации учебного процесса, адресованная на усвоение учебного материала и проводимую вне школы». Экскурсия включена в систему уроков и означает важную часть учебного процесса. Экскурсия дозволяет рассматривать в деталях программный материал, расширить кругозор и усилить знания учащихся.
Экскурсия является одним из видов занятий и основной формой организации работы по изучению окружающего мира и одной из достаточно сложных и трудоёмких форм обучения. Проводится экскурсия вне образовательного учреждения. Это своего рода занятие под открытым небом.
Как отмечает Е.Е. Шаламайко, «Экскурсия - это выход, выезд обучающихся из места учебной организации, в более малом смысле – это путешествие, совершаемое объединенной группой, погружение в широкий мир для непосредственного изучения личными силами и самостоятельным трудом подлинных объектов, обозначенных избранною темою, действительно, в их естественной обстановке среди природы и человеческой культуры»
Мне кажется, определение Г. Н. Аквилеевой лучше всего показывает понятие виртуальной экскурсии: «Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д.»
В качестве достоинств перед обычной для нас экскурсии можно отметить такие хорошее качества виртуальной экскурсии как общедоступность, возможность многоразового просмотра, наличие наглядности, множественные задания.