Актуальность. Усвоение родного языка ребенком происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный и кинестетический двигательный анализаторы. В настоящее время доказано, что процесс сенсорного развития, в том числе и восприятия речи, происходит при необходимом участии двигательных импульсов. Считается, что развитие движений у ребенка стимулирует и подкрепляет их лепет. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции.
Однако, прежде чем он сможет произносить членораздельные речевые звуки, проходит длительный подготовительный период. Но, в наше время одной из самых актуальных проблем является увеличение количества детей с различными нарушениями речи. Среди них весьма распространенным расстройством является дизартрия – нарушение фонетической стороны речи, которое возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Дизартрия, как речевое расстройство, приводит к нарушению артикуляционной моторики из-за ограничения подвижности мышц речевого аппарата, в связи с тем, что нарушается иннервация аппарата, что в свою очередь нарушает произносительную сторону речи. Нарушение формирования движения речевого аппарата приводит к расстройству звукопроизношения, что создает проблемы в усвоении школьной программы в дальнейшем, так как фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи при этом страдают, и с трудом поддаются коррекции.
Из-за того, что ребенок не может правильно произносить звуки, его речь становится непонятной, что приводит к комплексам и трудностям в общении со сверстниками и взрослыми, а также к особенностям эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Ежедневная логопедическая работа позволяет развивать артикуляционную моторику. Однако, в настоящее время проблема оказания всесторонней помощи детям с данным нарушением речи в массовых детских учреждениях является недостаточной. Проблема изучения специфики развития артикуляционной моторики, которой занимались такие исследователи, как Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Л.С. Волкова, О.В. Правдина, Л.В. Лопатина и др. по-прежнему остается актуальной.
- Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 157 с.
- Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова. - М.: Владос, 2018. -385
- Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: Астрель, 2013. -281
- Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 7 лет. - М.: ВК "Дакота",2017. - 32 c.
Воронина, Л.П. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа / Л.П. Воронина, Н.А. Червякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 80с.
- Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c
- Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Артикуляционные превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.
- Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.
- Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие / Е. Н. Краузе, - СПб.: Корона. Век, 2016. – 80 с.
- Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
- Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2013. – 240 с.
- Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
- Приходько, О.Г. Дифференцированный логопедический массаж при коррекции дизартрических расстройств / О.Г. Приходько, - М.: Парадигма, 2013. – 60с.
- Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. - Москва:Мир,2018. - 320 c.
- Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
- Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст] /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 2013. - 422 с.