Одним из важнейших показателей культурного уровня человека, его мысли, его интеллекта является его речь. Появляясь впервые в раннем детстве в различных словоформах, еще не имеющих четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает звуковыми и словарными конструкциями, практически изучает закономерности словоизменения и синтаксиса, изучает логику и синтаксис предложений, распознает диалог и монолог, разновидности и стили, повышается точность и выразительность его речи. Всеми этими ресурсами юный обучающийся оперирует не строго, но активно - в процессе речевой практики.
Речь – это категория человеческой деятельности, приложение идей, основанное на использовании языковых средств (слов, их синтаксиса, предложений). Речь выполняет функции коммуникации и общения, эмоционального самовыражения, влияния на окружающих.
Речь выполняет несколько функций:
- коммуникативная, предполагающая сообщение одним лицом людям некоторой информации с помощью слов, а также понимание сообщения другого человека;
- значение - относится к реальным предметам, их признакам, действиям, т.е. каждое слово имеет свое значение;
- экспрессивная функция - проявляется в выражении говорящим отношения к сообщению в тоне голоса;
- мотивационная функция - заключается в том, что человек формулирует свои вопросы или просьбы при предоставлении информации.
В связи с этим, цель работы – изучение развития грамотной речи у дошкольников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенностей формирования грамотной речи у младших школьников;
- выявить психолого-педагогические особенности младших школьников;
- определить требования к изучению речевой деятельности с точки зрения ФГОС;
- рассмотреть приемы и формы работы по развитию грамотной речи у младших школьников.