Актуальность данной работы заключается в изучении творческих способностей детей дошкольного возраста в культурно-досуговом учреждении, и является одной из самых актуальных проблем в современной психологии и педагогике. Несмотря на многообразие исследований и практических решений, данная проблема остается важной для нового поколения исследователей. Психологи указывают на то, что творческие способности, если они оказываются невостребованными, с возрастом снижаются, хотя интеллектуальные и жизненные возможности личности возрастают, и происходит феномен "угасания способностей вундеркиндов".
Известно, что дети наиболее восприимчивы к творчеству, и развитие творческих способностей хорошо развито в период дошкольного возраста, когда закладываются основы личности, интересы и потребности. Детская психика является важной составляющей общего здоровья ребенка. Родители должны уделять ей должное внимание, чтобы воспитать личность с нормальным восприятием мира, характером и амбициями. Это объясняет и то, что способности, проявляясь в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других форм активности человека.
В настоящее время появляются новые образовательные программы, технологии, методики, нацеленные на развитие у ребенка-дошкольника общих и специальных способностей. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным и очень важным.
Проблема исследования заключается в противоречии между психолого-педагогическим потенциалом деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста и его недостаточным использованием в практике учреждений, таких как детский центр "Дарын", среди детей дошкольного возраста. Современный образовательный процесс дошкольных учреждений испытывает на себе влияние комплекса проблем, затрудняющих эффективность решения задач творческого развития личности. Среди них:
Ориентированность содержания обучения на средний уровень развития способностей;
Насыщенность содержания образования информационным материалом в противовес возможности специальной работы по развитию творческих способностей;
Недостаточное владение педагогами технологией развития и мониторинга творческих способностей, что в результате приводит к оцениванию преимущественно продукта детского творчества.
Проблема исследования определила цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу "развития творческих способностей детей дошкольного возраста в культурно-досуговом учреждении" на примере детского центра "Дарын".
Задачи работы:
1) Проанализировать основные подходы к изучению творчества у детей;
2) Рассмотреть основные методики развития детского изобразительного творчества;
3) Разработать программу развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в культурно-досуговом учреждении.
Предметом исследования является развитие творческой деятельности детей дошкольного возраста в культурно-досуговом учереждении.
Объектом исследования является культурно-досуговый центр «Дарын».
Основными методами исследования выступали. Общенаучные методы; анализ, сравнение, обобщение. Эмпирические методы; наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования и социально-культурное проектирование.
Методологической основой исследования явились труды по психологии, рассматривающие проблемы творческих способностей: Запорожец А.В., Заволишена Д.Н., Выгодский Л.С., Матюшкин А.М., Лейтес Н.С., Божович Л.И., Леонтев А.Н., Ананьев Б.Г., Ярошевский М.Р., Мейлах Б.С., Давыдов В.В., Т.Г.Киселева., Тихомиров О.К., Рубиштейн С.Л., Теплов. Б.М., Крутецкий В.А., Крылова А.А., Эльконин Д.Б., Пашум М., Г.М.Бирженюк и другие;
Работы ведущих педагогов, раскрывающие развитие творческой личности ребенка: Смирнов А.А., Дубровина И.В. Шадриков В.Д., Азарова Л.Н., Бермус А.Г., Зак А.З., Круглова Л., Ксензова Г.Ю., Леднева С.А., Миронов Н.П., Субботина Л.Ю., Талызина Н.Ф., Тюников Ю., Флерина Е.А., Хуторский А.В. и другие.
В качестве базы исследования выступил детский центр «Дарын» г. Алматы.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанная программа деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста может применяться на практике.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.