Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Развитие познавательного интереса средствами информационных технологий

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 37

Введение. 

Глава 1. Теоретический анализ использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса студентов. 

1.1. Познавательный интерес и его роль в процессе обучения из анализа психолого-педагогической литературы. 

1.2. Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе. 

Глава 2. Изучение влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов. 

2.1. Оценка уровня познавательного интереса студентов. 

2.2. Эффективность использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса. 

Заключение. 

Список литературы. 

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: "Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает". Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: " …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам".

Из опыта работы и личных наблюдений известно, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.

Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях (Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е.). Энергетический показатель характеризует заинтересованность в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.

    В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.). Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие личности, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие.

Изучение и использование различных типов ситуаций получило распространение и в педагогической психологии (проблемные ситуации - А.М. Матюшкин, Г.И. Щукина и др., противоречивые ситуации – Н.Е. Веракса).

Цель исследования: определить способы развития познавательного интереса средствами информационных технологий.

Объект исследования: познавательный интерес.

Предмет исследования: влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.

Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач:

  1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Проанализировать сущность познавательного интереса в педагогике и психологии.
  3. Выявить специфику и применение информационных технологий образовательном процессе.
  4. Экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.

Методы исследования:

теоретические - анализ научной литературы по теме исследования;

опытно-экспериментальные - тестирование;,  моделирование.

 

Глава 1. Теоретический анализ использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса студентов

1.1 Познавательный интерес и его роль в процессе обучения из анализа психолого-педагогической литературы

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательного интереса

Интерес — эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности.

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли каждого ученика, а знание добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Познавательный интерес создаёт условия для проявления детьми творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника. Проблема формирования устойчивого интереса у учащихся является одной из актуальных проблем современной школы.

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания[14, c. 82].

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Результаты исследований познавательного интереса позволяют ориентировать учителей в технологии формирования качеств личности школьника через познавательный интерес.

Педагоги к проблеме познавательного интереса и значению его в воспитании личности с 17-го века. В 20-м веке этой проблемой занимались многие известные педагоги. В. А. Сухомлинский установил, что любознательность — это особенность познавательного интереса. Она становится устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в формировании личности. М. А. Данилов и М. Н. Скаткин вывели, что познавательный интерес и его становление — показатель общего развития школьников. Д. Б. Эльконин выявил, что познавательный интерес младших подростков определяется возрастными новообразованиями — стремлением к взрослости и вместе с тем развитием самостоятельности.

Познавательный интерес может с различной силой влиять на формирование различных качеств личности, даже у школьников с одинаково высоким познавательным потенциалом. В одних случаях он обращен к приложению приобретенных знаний с целью получения ощутимых результатов. В других — лежит у основания глубокой теоретической направленности личности. У третьих — уже может определять жизненные планы. Т.о. познавательный интерес в его более совершенном виде, способствует общей направленности подростка, может играть роль в структуре его личности [11, c.24].

  1. Баранникова С.А.. Рабочие программы или куррикулумы? // Образование и мониторинг, № 1 (январь - февраль), 2002.
  2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика, - Екатеринбург, Деловая книга,2006. - 200 с.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 2003. – 230 с
  4. Быля Т.Н., Быля О.И. Изучаем информатику, программируя на Бэйсике.-М.: Рольф, 2007.-160с.: илл.
  5. Гершунский Б.С. Философия образования. — М., 1998. — 428 с.
  6. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. — М., 2005. - 600 с.
  7. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.
  8. Зайцева С. А. Иванов В. В. Информационные технологии в образовании. – М., 2005. – 120 с.
  9. Зимина О.В.. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании. Теория, методика, практика.- СПб, 1997. – 120 с.
  10. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000. – 78 с.
  11. Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997. – 100 с.
  12. Материалы IX Международной конференции «Информационные технологии» (9—12 ноября 1999 г.). — М., 1999. – 102 с.
  13. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В.С Леднева, Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. — М., 1999. - 263 с.
  14. Леднев B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. — М., 2001. — 264 с.
  15. Моисеева М.В. Введение в компьютерные коммуникации // Информатика и образование, 20093, № 4.
  16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2002. – 310 с.
  17. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. шк., 1990. – 402 с.
  18. Орлов О.С. Как составить образовательную программу. - М., Наука, 2005. – 320 с.
  19. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Иностранные языки в школе, 1998, № 5, 6.
  20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М. Народное образование, 2004. – 240 с.
  21. Сластенин В.А. и др. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997. – 140 с.
  22. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Пед. общество России, М., 2000. – 210 с.
  23. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред Е.С.Полат. — М., 2000. – 140 с.
  24. Тихонов М.Ю. Информационное общество: Философские проблемы управления наукой и образованием. — М., 1998. 0 226 с.
  25. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(IT&T ES'2007): Материалы международной научной конференции,ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.
  26. Хоффман Пол Е. Internet. Краткий справочник. — М.,1995. — 313 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское