Введение.
Глава 1. Теоретический анализ использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса студентов.
1.1. Познавательный интерес и его роль в процессе обучения из анализа психолого-педагогической литературы.
1.2. Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе.
Глава 2. Изучение влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.
2.1. Оценка уровня познавательного интереса студентов.
2.2. Эффективность использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса.
Заключение.
Список литературы.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: "Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает". Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: " …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам".
Из опыта работы и личных наблюдений известно, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях (Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е.). Энергетический показатель характеризует заинтересованность в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.). Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие личности, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие.
Изучение и использование различных типов ситуаций получило распространение и в педагогической психологии (проблемные ситуации - А.М. Матюшкин, Г.И. Щукина и др., противоречивые ситуации – Н.Е. Веракса).
Цель исследования: определить способы развития познавательного интереса средствами информационных технологий.
Объект исследования: познавательный интерес.
Предмет исследования: влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач:
- Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Проанализировать сущность познавательного интереса в педагогике и психологии.
- Выявить специфику и применение информационных технологий образовательном процессе.
- Экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.
Методы исследования:
теоретические - анализ научной литературы по теме исследования;
опытно-экспериментальные - тестирование;, моделирование.
Глава 1. Теоретический анализ использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса студентов
1.1 Познавательный интерес и его роль в процессе обучения из анализа психолого-педагогической литературы
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательного интереса
Интерес — эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности.
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.
Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли каждого ученика, а знание добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Познавательный интерес создаёт условия для проявления детьми творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника. Проблема формирования устойчивого интереса у учащихся является одной из актуальных проблем современной школы.
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания[14, c. 82].
Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Результаты исследований познавательного интереса позволяют ориентировать учителей в технологии формирования качеств личности школьника через познавательный интерес.
Педагоги к проблеме познавательного интереса и значению его в воспитании личности с 17-го века. В 20-м веке этой проблемой занимались многие известные педагоги. В. А. Сухомлинский установил, что любознательность — это особенность познавательного интереса. Она становится устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в формировании личности. М. А. Данилов и М. Н. Скаткин вывели, что познавательный интерес и его становление — показатель общего развития школьников. Д. Б. Эльконин выявил, что познавательный интерес младших подростков определяется возрастными новообразованиями — стремлением к взрослости и вместе с тем развитием самостоятельности.
Познавательный интерес может с различной силой влиять на формирование различных качеств личности, даже у школьников с одинаково высоким познавательным потенциалом. В одних случаях он обращен к приложению приобретенных знаний с целью получения ощутимых результатов. В других — лежит у основания глубокой теоретической направленности личности. У третьих — уже может определять жизненные планы. Т.о. познавательный интерес в его более совершенном виде, способствует общей направленности подростка, может играть роль в структуре его личности [11, c.24].