Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. Труд способствует умственному, нравственному, эстетическому, экологическому воспитанию и физическому развитию личности. Поэтому прогрессивные мыслители, педагоги, общественные деятели рассматривали подготовку подрастающего поколения к труду как органическую часть общего образования, находящуюся в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, обращая при этом внимание на то, что вне труда невозможно сформировать основополагающие качества личности.
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к жизни в обществе.
Основу трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности. Уже в дошкольном возрасте знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в воспитательно-образовательной работе детского сада, так как обеспечивают понимание роли труда в жизни общества и каждого отдельного человека, перестраиваются мотивы и отношения к собственному труду, к предметам, созданным другими людьми.
Характерной особенностью исследований проблемы трудового воспитания. является рассмотрение ее с позиций различных наук: философии, психологии), педагогики.
В настоящее время происходит возрождение традиций. Изменилось представление о национальных традициях, как о чем- то, фиксирующем только моменты различия наций. Сложившиеся в прошлом некоторые традиции, выражающиеся в национальной форме, еще не исчерпали своих прогрессивных возможностей и с успехом могут быть использованы в современном образовании.
Опираясь на исторический опыт цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, дошкольные учреждения призваны формировать у детей такие качества, как трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, чувство коллективизма, чувство долга.
Основным средством формирования указанных качеств являются трудовые традиции этноса. Обилие информации, воспитание в соответствующей среде, жизненная многовековая практика показали, что дети должны овладевать различными трудовыми умениями, навыками и переносить их на любой вид деятельности, свойственной данному народу, так как дети воспитываются и обучаются на предшествующих и настоящих примерах производственной деятельности народа.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Безрукова В.С., Бордовская Н.В., Бороздина Г.В., Воронов В.В., Вульфов Б.З., Голованова Н.Ф. и др.
Объект исследования: процесс трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Целью данной работы является изучение содержания и форм трудового воспитания для детей дошкольного возраста, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть принципы, задачи и содержание трудового воспитания дошкольников;
- Исследовать влияние трудового воспитания на гармоничное развитие дошкольников;
- Проанализировать диагностику уровня трудового воспитания дошкольников;
- Выявить мероприятия по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
– теоретические – анализ, синтез, сравнение и обобщение.
– эмпирические – анкетирование; тестирование; наблюдение.
База исследования: МБДОУ детский сад «ХХХХХХ».
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.