Введение
Глава 1. Современное состояние изучения проблемы развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи
1.1. Связная речь как объект психолого-педагогических и психолингвистических исследований
1.2. Особенности развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи
1.3. Научно-методические рекомендации по выявлению нарушений связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи
Глава 2. Логопедическая работа по выявлению нарушений связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи
2.1. Организация исследования по выявлению нарушений связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи
2.2. Анализ результатов изучения связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованных источников
На современном этапе увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи среди дошкольников, и поэтому актуальной является проблема совершенствования процесса формирования и коррекции монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Только полноценное развитие речи и системное проведение коррекционной работы при общем недоразвитии речи III уровня поможет детям в дальнейшем избежать трудностей в обучении и социализации.
Эта общая задача состоит из ряда специальных частных задач: воспитания звуковой культуры речи (развитие фонетико-фонематической стороны речи), обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной монологической речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В литературе имеется немало исследований, посвященных общему недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Однако процесс развития атрибутивного словаря в современной методической литературе освещен недостаточно. Естественно, что у детей с нарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более новых и эффективных путей развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Целью исследования является выявление нарушений связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объектом данного исследования является связная речь у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предметом исследования выступает логопедическая работа по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
– подобрать, проанализировать психолого-педагогическую, психолингвистическую и специальную литературу по проблеме исследования, выявить особенности развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
– проанализировать программы, методические рекомендации по исследованию и развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
– провести исследование по уровню владения связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня и проанализировать полученные данные.
Теоретической основой исследования являются:
– учение Л. С. Выготского о дефекте и его структуре;
– положение об общих закономерностях развития детей в норме и при общем недоразвитии речи Л. С. Выготского и В. И. Лубовского;
– учение А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева о видах речевой деятельности;
– учение Р. Е. Левиной об общем недоразвитии речи;
– учение А. Н. Гвоздева о развитии речи ребенка в норме;
– лингвистический подход С. Н. Цейтлин к оценке речевого развития.
Методы исследования: теоретический: анализ литературы по проблеме исследования; изучение психолого-педагогической, методической и логопедической литературы; изучение педагогического опыта; сравнение методик; психодиагностический метод; анализ полученных данных.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что предлагаемый подбор диагностических заданий для исследования уровня развития атрибутивного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня обогатит логопедическую практику.
Система заданий для логопедической работы с применением игр и игровых упражнений по развитию атрибутивного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня может быть использована в работе логопеда на подгрупповых и индивидуальных занятиях, а также в деятельности воспитателя логопедической группы.
Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Колосок» п. Краснообск.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.: учеб. пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 224с.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2015. – 158 с.
3. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2013. – 1008 с.
4. Глотова И.В. Диагностика состояния связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями // Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2010. – Т. 3. – № 2. – С. 74-80.
5. Глухов В.П. Методика логопедической работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/
6. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/402468/.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/.
8. Климкина Е.А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Культура. Наука. Интеграция. – 2010. – № 10. – С. 20-22.
9. Коротовских Т.В. Взаимодействие логопеда и семьи старшего дошкольника с общим недоразвитием речи // Обучение и воспитание: методики и практика 2014/2015 учебного года: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015. – С. 69-75.
10. Коротовских Т.В. Особенности диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2015. – С. 70-76.
11. Кривощапова Л.О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
12. Лебедева И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. – 2011. – № 4. – С. 138-166.
13. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.
14. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2005. – переиздание. – 96 с.
15. Серебрякова Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией: монография / Н.В. Серебрякова – Санкт-Петербург: НАУКА-ПИТЕР. – 2006. – 16 с.
16. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия / У.М. Сидорова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
17. Смольникова Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. – 2011. – №12. – С. 21-23.
18. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/
19. Судакова В.Е. Методика формирования речи-рассуждения у дошкольников с речевым недоразвитием // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 5. – С. 165-168.
20. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/
21. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 225 с.
22. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. – М., 2003. – 240 с.
23. Чобот Ж.П. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Витебского государственного университета. – 2012. – Т. 3. – № 69. – С. 119-122.
24. Чухачева Е.В. Моделирование как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 11. – С. 78-82.
25. Чухачева Е.В. Технология подготовки учителя-логопеда к коррекционно-моделирующей деятельности с целью формирования связной речи дошкольников, имеющих нарушения речи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 105. – С. 115-119.
26. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
27. Шелест Е.Г. Использование игры в логопедической работе с детьми / Е.Г. Шелест [Электронный ресурс] URL: http://logopedy.ru/portal/logoped-literature/logoped-article/167-game-in-work.html
28. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.В. Ставцева. – М.: Академия, 2007. – 192 с.