Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Формирование игровой деятельности у детей с нарушением слуха

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2017 | Страниц: 25

Введение

Глава 1. Современный взгляд на развитие игровой деятельности у детей с нарушение слуха

1.1. Игровая деятельность детей дошкольного возраста

1.2. Закономерности в развитии игровой деятельности у детей с нарушенным слухом

Глава 2. Особенности формирования игровой деятельности у детей с нарушением слуха

2.1. Условия формирования игровой деятельности у детей с нарушением слуха

2.2. Методы и приемы формирования игровой деятельности у детей с нарушением слуха

Заключение

Список использованных источников

На современном этапе развития образования лиц с нарушением слуха особую актуальность приобретают задачи развития познавательной сферы данной категории детей с целью формирования социально адаптированной личности, готовой к интеграции в общество слышащих. Развитие познавательной сферы детей с нарушениями слуха имеет свои специфические особенности и требует специальной организации коррекционно-развивающей работы в процессе обучения.

Современная российская сурдопедагогика видит свою задачу в создании благоприятной педагогической среды для развития познавательной сферы каждого ребенка с нарушением слуха, обеспечения индивидуальной, оптимально возможной траектории развития каждого ребенка.

Полноценные представления об окружающем мире чрезвычайно важны для успешной социализации любого человека. Поэтому формирование такого рода представлений у детей с нарушением слуха является актуальной задачей в современной психологической и педагогической науке. При этом наиболее эффективным средством является игровая деятельность.

Нарушения слуха различной степени выраженности оказывают существенное влияние на психофизическое развитие ребенка (Г. Л. Выгодская, Л.С. Выготский, А. А. Катаева (Венгер), Э. И. Леонгард, Т. И. Обухова, Т.В. Розанова, Е. Н. Сороко, Г. В. Трофимова, С. Н. Феклистова и др.).

Недостаточное участие осязательной чувствительности в восприятии свойств и качеств объектов приводит к задержке в развитии чувственной основы. Дети, имеющие различную степень потери слуха, лишены (полностью или частично) возможностей воспринимать речевое воздействие, его эмоциональную и интонационную стороны, результатом чего является отсутствие голосовых и речевых реакций, не развивается речевое дыхание, голосовой и артикуляционный аппарат. Таким образом, нарушение слуха не только само по себе сужает ориентировку в звуковом пространстве, поскольку весь мир как неречевых, так и речевых звуков оказывается для ребенка «закрытым» или обедненным, но и негативно влияет на своевременное включение его в речевую деятельность, в процесс взаимодействия с окружающими объектами (сначала на уровне манипулирования, а затем и в ситуации предметной деятельности). Все это сказывается на развитии таких психических процессов и состояний, как внимание, память, мышление, эмоциональная сфера и т. д., а, следовательно, и на выработке мотивационно-потребностного плана деятельности.

В последние десятилетия в отечественной сурдопедагогике произошли позитивные изменения, связанные как с научными и практическими достижениями в области медицины, так и с принципиально новым уровнем объединения усилий специалистов разного профиля. Однако, несмотря на эти достижения, среди детей с нарушениями слуха выявляется довольно большое количество дошкольников, отстающих в развитии и испытывающих значительные трудности в обучении, что обусловлено наличием комплексных нарушений развития, при которых снижение слуха сочетается с недостатками интеллекта, эмоционально-волевой сферы, движений, зрения и др. В среднем 35-37% детей с нарушениями слуха, поступающих из дошкольных учреждений в специальные школы, расцениваются как дети с комплексными нарушениями развития. Учитывая сложность проблемы и необходимость разработки путей коррекционного обучения, были проведены клинико-психолого-педагогические исследования глухих и слабослышащих школьников с трудностями в обучении (М.С. Певзнер, Г.П. Бертынь, Т.В. Розанова, Л. И. Тигранова, Н.В. Яшкова, Н.Ю. Донская, Л. С. Тамошюнене и др.), данные которых способствовали разработке программно-методических материалов для вспомогательных классов, созданию классов для детей с задержкой психологического развития в структуре специальных школ. Однако эти исследования касались детей с нарушенным слухом школьного возраста. В то время как работ, посвященных формированию игровой деятельности, как ведущей и являющейся основной в развитии психических процессов детей дошкольного возраста, значительно меньше.

Цель работы – на основе анализа теоретических источников определить возможности формирования игровой деятельности у детей с нарушением слуха.

Объект исследования – игровая деятельность детей с нарушением слуха.

Предмет исследования – работа по формированию игровой деятельности у детей с нарушением слуха.

Задачи исследования:

1. Изучить игровую деятельность детей дошкольного возраста.

2. Определить особенности игровой деятельности у детей с нарушением слуха.

3. Определить возможности формирования игровой деятельности у детей с нарушением слуха.

4. Описать методы формирования игровой деятельности у детей с нарушением слуха.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный метод; обобщение; систематизация.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования содержащихся в нем теоретических материалов для формирования игровой деятельности у детей с нарушением слуха.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обоснована актуальность, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе раскрыты теоретические аспекты развития игровой деятельности у детей с нарушением слуха. Во второй главе представлены пути и методы формирования игровой деятельности у детей с нарушением слуха. Заключение содержит выводы по проделанной работе.

1. Абрамян В.А. Сюжетно-ролевая игра у глухих и слабослышащих дошкольников / В.А. Абрамян, И.В. Гусева // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2015. – № 3 (5). – С. 131-133.

2. Арсентьева В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособ. / В. П. Арсентьева. – М: ФОРУМ, 2009. – 144 с.

3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 224 с.

4. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя / Р.М. Боскис. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.

5. Венгер А. Л. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка / А.Л. Венгер, Ю.С. Шевченко // Дефектология. – 2004. – № 1. – С. 8-17.

6. Венгер А. Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук / А.Л. Венгер. – М., 2002. – 46 с.

7. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Г.Л. Выгодская. – М.: Просвещение, 1975. – 218 с.

8. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.

9. Головчиц Л.А. Система коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с недостатками слуха в структуре комплексных нарушений развития: монография / Л.А. Головчиц. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2015. – 180 с.

10. Грищенко А.В. Изучение состояния диалогической речи детей с нарушением слуха / А.В. Грищенко // Вестник Витебского государственного университета. – 2011. – Т. 6. – № 66. – С. 85-88.

11. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 128 с.

12. Дудкова И.М. Формирование речи у детей с нарушением слуха / И.М. Дудкова // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 5 (10). – С. 152-155.

13. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец // Принцип развития в психологии / под ред. Л.И. Анцыферовой. – М.: Наука, 1978. – С. 243-268.

14. Кокорева Е.Г. Психофизиологические механизм компенсации центральной нервной систем и системы кровообращения у детей с нарушением слуха / Е.Г. Кокорева // Человек. Спорт. Медицина. – 2005. – № 4 (44). – С. 331-333.

15. Королева И.В. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей и педагогов / И.В. Королева, П.А. Янн. – СПб.: КАРО, 2011. – 240 с.

16. Королева И.В. Учусь слушать и говорить играя: сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха и речи / И.В. Королева. – СПб.: КАРО, 2017. – 88 с.

17. Кузнецов А.П. Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха / А.П. Кузнецов // Научный журнал. – 2015. – № 1 (1). – С. 44-46.

18. Левченко И.Ю. Психологическая помощь в специальном образовании / И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковская, Г.А. Ковалева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 320 с.

19. Матвеева А.С. Речевая терапия в педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации / А.С. Матвеева // Российская оториноларингология. – 2012. – №6. – С.105-108.

20. Микшина Е.П. Изучение и оценка психического развития детей раннего возраста с нарушением слуха / Е.П. Микшина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2009. – № 11. – С. 245-254.

21. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 96 с.

22. Носачев Г.Н. Психология и психопатология познавательной деятельности (основные симптомы и синдромы): учебное пособие / Г.Н. Носачев, И.Г. Носачев. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 240 с.

23. Обухова Т.И. Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие / Т.И. Обухова, Е.Н. Сороко. – Минск: БГПУ, 2013. – 91 с.

24. Пасторова А.Ю. Интегрированное образование дошкольников с нарушением слуха / А.Ю. Пасторова, Е.П. Микшина, Л.А. Зигле // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 2 (февраль). – С. 40-46.

25. Савченко Д.В. Межполушарная асимметрия сенсомоторных функций у детей с нарушением слуха / Д.В. Савченко // Научный альманах. – 2015. – № 8 (10). – С. 1549-1552.

26. Соколова Н.Д. Сюжетно-ролевая игра / Н.Д. Соколова // Методические рекомендации к программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». - М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2003. – С. 47-64.

27. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2009. – 264 с.

28. Черная И.Ю. Формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением слуха / И.Ю. Черная // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 17. – С. 100-102.

29. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Владос, 1999. – 360 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское