Речь является основным средством общения, а также активным способом развития мышления, отражающим овладение знаниями и приобретение навыков. Но люди не рождаются с сформированной речью, она формируется и формируется на начальном этапе жизни.
Своевременное и правильное развитие языка является необходимым условием для взаимодействия в обществе и развития как личности. Е. И. Тихеева считала, что речь-основа психического развития и сокровищница всего знания [5].
Поэтому развитие речи, раннее выявление ее нарушения-задача родителей логопедов и других специалистов.
Существуют различные речевые нарушения, одной из которых является дислалия. Состояние речи зависит от вида дислалии и может иметь различную степень нарушения. В ряде публикаций (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие) отмечается, что несформированность фонетико-фонематической стороны речи, недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата затрудняет формирование не только коммуникативной сферы, но и отражается на развитии познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения[10]
В настоящее время состояние здоровья детей в РФ из-за негативных экологических, социально-экономических факторов постоянно ухудшается. В настоящее время проблема детей с дислалией остается актуальной, поскольку она не была тщательно изучена, а число детей с этим расстройством речи увеличивается.
На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего изучения, поскольку нарушения звукового произношения очень затрудняют отношения ребенка с окружающими, накладывают сильный отпечаток на его характер, создают сомнения в его способностях, что будет иметь негативные последствия для его вербального и психологического развития. Актуальность исследований в последние годы напрямую связана с увеличением числа детей с нарушениями звукового произношения, поэтому теоретическое изучение дислалии как разновидности речевого расстройства принесло пользу.
Цель исследования: Рассмотреть дислалию как речевое нарушение
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи исследования:
- описать дислалию в историческом аспекте;
- рассмотреть различные подходы к классификации дислалии;
- описать причины возникновения дислалии;
- рассмотреть основные направления коррекционно-логопедической работы при дислалии.
Методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблеме изучения особенностей речи у детей с дислалией (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Ф.Ф. Рау, Е.Ф. Рау, О.А. Токарева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, Л. В. Щерба, И. Франк, Р. Шультесс и др.).
Для написания данной курсовой работы были использованы следующие теоретические методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, обобщение и систематизация материала.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, состоящего из 16 источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЛАЛИИ
1.1 История изучения дислалии
Дислалия (от греч. dis - приставка, означающая частичное расстройство, и lalio - говорю) - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата. Нарушения произносительной стороны речи проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, реже - их пропусках.
Изучение расстройств произношения началось очень давно, но не получило достаточного дифференцирования. Поэтому долгое время различные нарушения речи, при которых отмечались дефекты произношения, объединялись под общим названием «косноязычие». Термин "косноязычие" обозначал любое отклонение в произношении звуков речи от общепринятых в этом языке норм Разъяснение концепции косноязычия появилось в медицинской литературе в первой половине 19 века, после того как заикание было выделено в самостоятельную группу речевых расстройств.
Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии.
Несколько позже, в 30-х годах XIX века, швейцарский врач Р. Шультесс разделил все речевые нарушения на две группы: заикание и косноязычие. Косноязычие он обозначал термином «дислалия», но в более узком смысле: к дислалии он относит только нарушения произношения, вызванные анатомическими дефектами органов артикуляции. В классификации А. Куссмауля, была принята точка зрения Р. Шультесса, такое же понимание дислалии встречается в работе Г. Гуцмана. В 1879 г. А. Куссмауль назвал косноязычием все дефекты речи, основанные на нарушениях образования звуков. А. Куссмауль также различает врожденное и приобретенное косноязычие. Последнее чаще бывает функциональным из-за недостаточного воспитания и занятий с ребенком, но может быть и органическим.
Многими авторами ставился вопрос о классификации дислалий и выделении этих нарушений звукопроизношения в особую группу, которые обусловлены функциональными расстройствами речедвигательного аппарата.
В логопедии начала 20 века, в России, термин дислалия не отличался заметно от понятий А. Куссмауля и Г. Гуцмана, однако в 30-50-е годы в этом понятии произошли существенные изменения . М. Е. Хватцев раскрывает это понятие со стороны одного из видов понятия красноязычия, описанного нами выше, и рассматривает в его составе нарушения звукопроизношения, которые обусловлены расстройством периферических органов речи, таких как мышечные, костно-хрящевые нарушения, нарушения периферической иннервации, а также нарушения звукопроизношения, обусловленные периферической тугоухостью. По его оценкам, не менее 10% случаев дислалии обусловлено этим дефектом [1, с.115-116].
В настоящее время термин «дислалия» приобрел международный характер, хотя его содержание, а также определяемые им виды нарушений не всегда совпадают. Эти расхождения связаны с причинами, на которые исследователи ссылаются при описании нарушений: анатомо-физиологическими, психологическими или лингвистическими. В традиционных описаниях, в которых используются клинические критерии, различные нарушения произношения, такие как дислалия, часто рассматриваются параллельно. Описания, основанные на психологических и лингвистических критериях, включают в понятие дислалии либо различные ее формы и виды, либо фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения (например, в работах Р. Е. Левиной). Критический анализ учения о дислалии в современных научных позициях требует пересмотра устоявшихся представлений в логопедии. Дефекты произношения по своему нейрофизиологическому и психологическому механизму, их причины, роль в общем развитии речи ребенка и способы преодоления часто различны [2, с.85].
Таким образом, нами был проанализирован исторический аспект появления термина «дислалия», дано определение дислалии и описаны различные мнения таких ученых, как Р. Шультесс, А. Куссмауль, В. Ф. Ольтушевский, М. Е. Хватцев и др., их взгляды в этом направлении.