Введение
Глава 1. Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Нарушения, встречающиеся у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Выявление нарушений у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Анализ диагностических методик по выявлению нарушений у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация исследования по выявлению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Актуальность проблемы формирования звукопроизношения у детей с нарушениями речи определяется тем значением, какую играет правильная речь в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе. Однако, необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.
Объект исследования: процесс звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить специфику формирования и нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
– изучить формирование звукопроизношения в онтогенезе у детей старшего дошкольного возраста;
– охарактеризовать нарушения, встречающиеся у детей старшего дошкольного возраста;
– провести анализ диагностических методик по выявлению нарушений у детей старшего дошкольного возраста;
– описать организацию исследования по выявлению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы; сравнение; обобщение; систематизация.
Многочисленными исследованиями отечественных исследователей в области дефектологии и логопедии А. Н. Гвоздевым, Н .И. Жинкиным, Г. А. Каше, P. E. Левиной, О. В. Правдиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы при выявлении и формировании нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
В системе коррекционной работы со старшими дошкольниками формирование звукопроизношения выступает в качестве наиважнейших задач. Можно согласиться с тем, что данная проблема широко освещена в логопедии, но вместе с тем вопрос о наилучшем применении методов и приемов, обеспечивающих высокие результаты коррекционной работы, всегда остается и открытым и довольно острым.
Предполагаемая база исследования: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 472 «Тигренок». В исследовании участвовали 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Арихипова. – М.: АСТ, 2008. – 264 с.
2. Бабушкина, Р.Л. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова; под ред. Г.А. Волковой. – СПб: КАРО, 2015. – 216 с.
3. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью / Л.И. Белякова, О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, З.З. Фигередо // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991. – С. 72-88.
4. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2013 – 680 с.
5. Волкова, Л.С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 513-524.
6. Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов / под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 2009. – 322 с.
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2010. – 158 с.
8. Воробьева, В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи / В.К. Воробьева // Дефектология. – 1990. – №4. – С. 40-47.
9. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 1008 с.
10. Гаркуша, Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю.Ф. Гаркуша, Е.В. Манина // Логопед. – 2004. – №3. – С.34-36.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2009. – 365 с.
12. Глухов, В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Дефектология. – 1986. – №6. – С. 16-20.
13. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием: Учебно-метод. пособие для студентов дефектол. фак. пед. вузов / В.П. Глухов. – М.: Грааль, 2001. – 232 с.
14. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
15. Гордеева, В.В. К вопросу об особенностях развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи / В.В. Гордеева, Е.Н. Евстифеева // Наука и образование XXI века: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 101-103.
16. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова – М.: Айрис-пресс, 2008. – 91 с.
17. Дмитрова, Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств / Е.Д. Дмитрова. – М., АСТ., 2008. – 143 с.
18. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, – 2008. – 112 с.
19. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова. – М.: ТЦ Сфера, 2011 - 170 с.
20. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – 4-е изд., перераб. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 112 с.
21. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.-метод. пособие / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит, журн., 2004. – 96 с.
22. Захарова, И.Н. Использование рассказа-образца в процессе формирования связной речи дошкольников с ОНР / И.Н. Захарова // Современные образовательные технологии и методики: новый взгляд на практику применения: Сборник материалов педагогических чтений и научно-практических Интернет-конференций. – Чехов, 2015. – С. 217-219.
23. Зюзина, А.И. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / А.И. Зюзина, И.И. Сидорова // Теория и практика образования в современном мире Материалы VI Международной научной конференции. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 103-105.
24. Иванова, Р.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием III уровня / Р.Н. Иванова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / научн. ред.: О. Г. Нугаева. – Екатеринбург, 2013. – С. 90-94.
Всего 41 источник литературы