Курсовая работа|Логопедия

Курсовая Нарушение речи у детей с задержкой психического и речевого развития

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2012 | Страниц: 41

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического и речевого развития

1.2. Особенности развития и нарушений речи у детей с задержкой психического и речевого развития

1.3. Подходы к коррекции и развитию речи у детей с задержкой психического и речевого развития

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Методы и организация исследования

2.2. Результаты исследования

2.3. Анализ полученных результатов и рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность проблемы. Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающиеся дети; одаренные дети; дети с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети-инвалиды.

Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.

По данным МО РФ, 85 % детей – воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи.

Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР).

На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важного фактора успешной коррекции нарушений общения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).

Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с ЗПР достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности, развития общих способностей к учению.

Наиболее изученными в психолого-педагогической литературе являются вопросы, касающиеся общих сведений о конкретных проявлениях и причинах снижения темпов психического развития у детей. Описаны различные варианты ЗПР, специфика познавательной деятельности (Н.В. Бабкина [4], Н.Ю. Борякова [7], Л.С. Выготский [8; 9], В.Б. Никишина [22], Е.С. Слепович [25], Р.Д. Триггер [31] и др.) и игровой деятельности (Е.Б. Аксенова [1], Л.В. Кузнецова [16] и др.) этой категории детей. Проблемы развития речи этих детей исследованы в меньшей степени.

Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в формировании речи, а также недостаточная разработанность научно обоснованных методик формирования различных сторон речи у детей с ЗПР в дошкольном учреждении определяют актуальность настоящего исследования.

Объект исследования: процесс развития речи у детей с задержкой психического и речевого развития.

Предмет исследования: нарушение речи у детей с задержкой психического и речевого развития.

Цель исследования: выявление нарушений речи у детей с задержкой психического и речевого развития.

Задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития речи у детей с задержкой психического и речевого развития.

2. Определить нарушение речи у детей с задержкой психического и речевого развития.

3. Экспериментально исследовать нарушение речи у детей с задержкой психического и речевого развития.

Гипотеза: существует взаимосвязь нарушением речи и задержкой психического и речевого развития.

Методы:

1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение; синтез.

2. Эмпирические методы: тестирование; количественный и качественный анализ результатов.

Методики:

1. Методика «Назови слова».

2. Методика «Расскажи по картинке».

3. Методика «Речевое развитие ребенка, осознанность восприятия и использование им речи».

4. Методика «Логическая последовательность событий».

База исследования: МБДОУ «Детский сад №90». В экспериментальную группу вошло 10 детей с задержкой психического и речевого развития.

ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического и речевого развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка. Причины ЗПР могут быть различны: дефекты конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматические заболевания, органические поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). Отягчающими факторами могут служить неблагоприятные социокультурные условия. Главными причинами ЗПР, по результатам исследований П. Улба, выступают биологические механизмы: патология беременности, ненормальные роды, частые соматические болезни ребенка в первые годы жизни. Данные факторы обусловливают сниженный физический статус детей, их маловыносливость, что не позволяет им своевременно усвоить актуальный для их возраста объем информации. Однако если объем поступающей информации мал, методы и средства его подачи (образования) неадекватны возможностям ребенка, а окружение продуцирует по отношению к нему стрессогенные ситуации, то причиной ЗПР будут также выступать и социокультурные факторы [17].

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит школу.

1. Аксенова Л. И. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2002. – 400 с.

2. Астапов, В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.

3. Бабич О.М. Общие вопросы специальной психологии: учебно-методическое пособие / О.М.Бабич. – Воронеж, 2004. – 40 с.

4. Бабкина Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80 с.

5. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.

6. Богдан Н.Н. Специальная психология / Н.Н.Богдан, М.М.Могильная. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. – 220 с.

7. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с.

8. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.

9. Выготский Л.С. Психология / Л. С. Выготский. – М: ЭКСМО, 2003. – 1008 с.

10. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. – 128 с.

11. Деревянкина Н. А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н. А. Деревянкина. – Ярославль: ГОУ ВПО Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2003. – 172 с.

12. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия / О. В. Защиринская. – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.

13. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

Всего 34 источника литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское