Введение
Глава I Развитие речи в оногенезе
Глава II Нарушения речи в дошкольном возрасте
2.1. Психолингвистическая классификация речевых нарушений
2.2. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
Глава III Ринолалия как речевое нарушение
3.1. История изучения ринолалии
3.2. Закрытая и смешанная ринолалия: причины, симптоматика и устранение
3.3. Врожденная открытая ринолалия: этиология, механизмы, симптоматика
3.4. Структура речевого нарушения при ринолалии
3.5. Особенности обследования детей с ринолалией
3.6. Формы логопедической работы с детьми с ринолалией
Заключение
Список литературы
Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Вместе с тем различные речевые расстройства имеют значительное распространение во всем мире. Только заиканием страдают не менее одного процента взрослых и более двух процентов детей. Наблюдающийся в настоящее время в России демографический кризис выражается не только в сокращении рождаемости, но и в снижении индекса здоровья новорожденных, что в свою очередь приводит к повышению заболеваемости, в том числе и к расстройствам речи. Указанные факторы делают проблему совершенствования помощи детям с недостатками речевого развития социально значимой и актуальной.
Понять сложную структуру речевых нарушений, определить первичные и вторичные их проявления, а затем определить приемы коррекционной и терапевтической помощи возможно только на основе классификации речевых расстройств.
Цель данной работы – изучить ринолалию как одно из нарушений речи.
Объект исследования – нарушения речи.
Предмет исследования – ринолалия как одно из нарушений речи.
Задачи:
- рассмотреть развитие речи в онтогенезе;
- выявить классификации речевых нарушений;
- изучить различные виды ринолалии;
- выявить структуру нарушений при ринолалии;
- изучить формы логопедической работы при ринолалии.
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
2. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1961. – 365 с.
5. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда / И.И. Ермакова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 143 с.
6. Ипполитова, А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. / Под ред. О.Н. Усановой. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
7. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Я.А. Коменский– М.: Педагогика, 2007. – Т.1. – 314 с.
8. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А.Н. Гвоздев – М.: Педагогика, 2003. – Т.1. – 296 с.
9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
10. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией / Р.И. Мартынова// Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т.1. – М.: ВЛАДОС, 2008. – С.45-49.
11. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
12. Пятница, Т.В. Логопедия / Т.В. Пятница. – Минск: Аверсэв, 2006. – 162 с.
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С.Л. Рубинштейн– СПб.: Питер, 2008. – Т.1. – 512 с.
14. Соболева, Е.А. Ринолалия / Е.А. Соболева. – М.: Астрель, 2006. – 214 с.
15. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 394 с.
16. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – С.126 – 143.
17. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Педагогика, 2004. – 228 с.
18. Филичева, Т.Б. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Дрофа, 2009. – 96 с.