Курсовая работа|Логопедия

Пути коррекции нарушений лексики у детей с ОНР

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 42

Цена: 1 100
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы изучения и коррекции лексического запаса у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

1.1         Лексический запас: лингвистическая характеристика, формирование в онтогенезе

1.2         Особенности формирования лексического запаса у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Выводы по главе 1

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей лексического запаса детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

2.1 Организация экспериментального изучения лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

2.2 Методические рекомендации по коррекции лексического запаса у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А Стимульный материал для исследования по методике «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Игры для развития эмотивной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорной речи, формирования и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в наиболее ответственный период развития. Р.Е. Левина писала, что «Речь является важнейшей психической функцией человека».

Речь является социальным явлением и служит средством общения между людьми. Своевременное и правильное развитие речи является необходимым условием формирования личности. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, осваивает нормы поведения [10 с. 59].

В соответствии с ФГОС дошкольного образования сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, что позволит сделать процесс обучения и воспитания более эффективным.

В настоящее время довольно много дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, словарный запас отстает от возрастной нормы, недостаточно сформирован лексико-грамматический строй речи, не развита связная речь.

Вопросом изучения развития словарного запаса у детей занимались ученые многих областей научных знаний: языкознания, психологии, психолингвистики и др. (А. М. Бородич, А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин, А. М. Захарова и др.), которые подчеркивают важность сложность процесса овладения словарным запасом дошкольников. Для дошкольников с недоразвитием речи овладение словарным запасом представляет особую трудность. Анализ развития словарного запаса дошкольников с ОНР свидетельствует о значительных отклонениях от возрастной нормы, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неточностях в употреблении слов (Б. М. Гриншпун, В. Н. Еремина, И. Ю. Кондратенко, Р. Е. Левина, В.А. Ковщиков, Н.В. Серебрякова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).

Объект: лексический запас дошкольников с ОНР.

Предмет: пути коррекции нарушений лексики у детей с ОНР.

Цель  работы: изучить лексический запас детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и определить способы его коррекции

В соответствии с целью, объектом и предметом определены задачи исследования:

  1. Изучить лексический запас и его формирование в онтогенезе
  2. Изучить особенности формирования лексического запаса у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
  3. Организовать экспериментальное исследование по изучению лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
  4. Определить методические рекомендации по коррекции лексического запаса у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Методы исследования: теоретический, эмпирический, метод эксперимента, аналитический

Экспериментальная база исследования: ВПИСАТЬ

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников

 

Глава 1. Теоретические основы изучения и коррекции лексического запаса у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

1.1  Лексический запас: лингвистическая характеристика, формирование в онтогенезе.

Существует множество теорий относительно природы формирования языковых способностей у детей. Ранее предполагалось, что усвоение ребенком родного языка сводится к подражанию речи взрослых, в результате чего он приобретает опыт употребления правильных форм  Но, тем не менее, эта схема не может полностью объяснить многие такие факторы детской речи, как появление в речи слов и форм, которые ребенок не мог воспринять от других. Также эта схема не объясняет отклонений от этих норм и правил. Ребенок не просто имитирует речь взрослого. В развитии его речи присутствует, прежде всего, развитие способа общения.

Проблема усвоения звукового строя речи ребенком хорошо освещена и изучена в работах А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хватцева.

Непосредственное поглощение детских звуков начинается с первого года жизни, когда ребенок овладевает речью и слуховыми аппаратами. Первоначально речь является реакцией на эмоциональные раздражители ребенка и остается социально незначимой. Согласно Д. Б. Эльконина, усвоение звукового строя речи начинается тогда, когда язык становится для детей средством общения. Этот процесс имеет две стороны – ребенок не только понимает обращенную к нему речь, но и начинает произносить первые слова [14 c.25].

В два месяца малыш уже четко артикулирует звуки. Часто заметно, что ребенок сам получает от них удовлетворение. Затем наступает следующий этап развития речи - речь. Если слух напоминает гласный звук, то лепет – это сочетание звуков, подобных согласному и гласному [7].

Речь является результатом согласованной работы многих отделов головного мозга. Также суставы выполняют только команды этих зон [17].

Некоторые исследователи, изучающие социально-познавательную природу основных факторов развития речи ребенка, подчеркивают роль биологических факторов. В частности, И.Н. Горелов не только рассмотрел значимые врожденные механизмы, но и доказал возможность установления между ними причинной связи [6].

В первый год жизни ребенок не только за счет подражания, но и следования инстинкту обогащает свой запас невербальных средств общения, которые в дальнейшем станут основой полноценного общения [5].

Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методической литературе норма установлена ​​на уровне 0-12 слов в год Понимание речи в своем развитии значительно опережает активный словарный запас ребенка. После полутора лет обогащение активного словарного запаса происходит очень быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов Развитие и обогащение словарного запаса ребенка осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия и признаки ближайшего окружения малыша. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро увеличивается, но темпы этого роста несколько замедляются [3].

А.Н. Гвоздев отмечает и такую ​​особенность, когда ребенок, прежде всего, усваивает те слова, которые имеют непосредственное отношение к его повседневной жизни, его обычным занятиям и играм [10 c.44].

Поскольку большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность, первое, что делают дети, — это овладевают жизненно важной бытовой лексикой. Лексика пополняется словами, обозначающими предметы одежды, мебели, постельные и моющие принадлежности, а также их качества, действия с ними. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания. Также большая роль в активизации словарного запаса принадлежит игре, в частности - ролевой [23].

Факты показывают, что в период с середины 1-го года жизни до 3,5-4 лет мы можем наблюдать сложную историю развития обозначающей функции слова или его предметной родственности. Остановимся на ранних этапах формирования этой функции слова.

Но, чуть позже, ребенок начинает замечать, что некоторые предметы постоянно «соседствуют» друг с другом в каких-то определенных ситуациях (умывание, еда, игра и т. д.). Это заставляет его начать мысленно объединять некоторые предметы в определенные группы, что происходит даже не вполне сознательно, а скорее произвольно.

Как показал Л.С. Выготский, на каждом этапе развития ребенка слово, сохраняя одну и ту же предметную родственность, приобретает все новую и новую смысловую структуру, оно изменяет и обогащает стоящую за ним систему связей и обобщений, а значит, значение слово развивается [8 c.47].

Это позиция о смысловом и системном развитии значения слова в онтогенезе, которая в то же время есть позиция о смысловом и системном развитии сознания, отражающего внешний мир через слово [1].

После накопления ребенком определенного словарного запаса необходимо постепенно приводить выученные им слова к определенной системе, чтобы этот словарный запас не оказался хаотичным и недостаточно осмысленным и обобщенным, т. е. не пригодным для свободной ориентировки. Это очень облегчает ему эту непростую задачу, когда он овладевает обобщающими словами, появляющимися в его речи в возрасте 3-3,5 лет [3].

Слово является основной смысловой единицей языка. Он относится к лексико-семантическому уровню языка и состоит из единиц более низких уровней - фонем и морфем: фонемы образуют морфемы, а морфемы складываются в слово.

Основная функция слова – называть вещи, действия, свойства.

В процессе формирования словарного запаса уточняется значение слова. Изначально значение слова многозначно, значение его расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим развивается структура значения слова. Слово приобретает разное значение и в зависимости от интонации.

В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. «В тот момент, когда ребенок впервые узнал новое слово, развитие слова не закончилось, оно только началось; оно есть вначале обобщение самого элементарного типа, и только в своем развитии оно переходит от обобщения элементарного типа ко всем высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и реальных понятий» [3 c.66].

Эмоциональная лексика – это набор слов и выражений, отражающих проявление эмоций человека. Эмоциональная лексика выражает проявление чувств и эмоций в речи. Если эмоциональность отражает свойство, присущее каждому человеку, то эмотивность отражает свойства речи, отдельного текста, фразы. Каждая произнесенная фраза отражает какую-то эмоцию. Эмоциональная лексика отражает: Эмоциональное состояние субъекта, т.е. человек сердит, суров, чувствителен; Эмоциональное отношение субъекта к другим предметам или объектам: любит, ненавидит, обожает, сожалеет, сочувствует; Эмоциональная характеристика субъекта: гордый, дурак, малыш. Эмоциональная лексика играет важную роль в развитии нравственности и эмоциональной сферы человека. Наличие у ребенка эмотивной лексики является условием его социального развития и вхождения в социальную среду. В связи с этим в дошкольном возрасте необходимо уделять внимание развитию этой стороны речи, чтобы подготовить ребенка к этапу его обучения в школе.

Таким образом, развитие словарного запаса ребенка осуществляется в разных видах деятельности. Для обогащения и активизации словаря используются разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности. Что касается развития словарного запаса в онтогенезе ребенка, то мы рассмотрели, как количественно и качественно изменяется его словарный запас. В количественном отношении мы обозначили - выделили несколько точек зрения, во многом схожих и имеющих свои особенности.

  1. Абрамова, Т.В. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Абрамова // Логопед. - 2018. - № 5. - С. 80-91.
  2. Алтухова, Т.А. Коммуникативно-речевое развитие детей с общим недоразвитием речи : учебное пособие / Т. А. Алтухова, Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. - Белгород: Белгород: НИУ "БелГУ", 2019. - 179 с.
  3. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №1. - С. 38-43.
  4. Волосовец, Т.В. Новые подходы к методическому обеспечению коррекционно-педагогической деятельности по устранению у дошкольников общего недоразвития речи / Т.В. Волосоцев, Е.Н. Кутепова, С.Н. Сазонова // СДО. - 2016. - №6. - С.36-41.
  5. Глухов, В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием: учебно-методическое пособие / В. П. Глухов. - Москва: МПГУ, 2017. – 230 с.
  6. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей : книга для логопедов: учебное пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Литур, 2011. – 316 с.
  7. Жулина, Е.В. К вопросу о нарушениях лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, Е.В. Пономарева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61-4. - С.98-101.
  8. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авторы программ: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина; автор-составитель: Г. В. Чиркина. - 6-е изд. - Москва: Просвещение, 2017. - 204 с.
  9. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Санкт-Петербург: Союз, 2011. - 218 с.
  10. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии : учебное пособие / Р. Е. Левина. - Москва: Альянс, 2017. - 370 с.
  11. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: кн. для логопеда / С. А. Миронова.  – М.: Просвещение, 2007. – 561 с.
  12. Нищева, Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012. – 558 с.
  13. Тарасова, Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Тарасова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 173 с.
  14. Туманова, Т.В. Изучение и развитие словообразования у дошкольников и школьников (с общим недоразвитием речи) : монография / Т. В. Туманова. - Нижний Новгород: Мининский ун-т, 2019. - 183 с.
  15. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика / Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2017. - 608 с.
  16. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии: профессиональные рекомендации, диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. - Москва: Эксмо, 2015. – 317 с.
  17. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка : учебное пособие для вузов / С. Н. Цейтлин. - Москва: Владос, 2017. - 240 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское