Курсовая работа|Педагогика

Формирование мыслительной операции «обобщение» у младших школьников в учебной деятельности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 35

Введение

Глава 1. Психологический анализ обобщения (психологическая характеристика) как мыслительного действия

1.1 Особенности логического мышления младших школьников

1.2 Виды мышления

1.3 Основные мыслительные процессы

1.4 Развитие мыслительной операции «обобщение» в трудах отечественных психологов

Глава 2. Исследование особенностей мыслительной операции «обобщение» у младших школьников

2.1 Диагностика сформированности мыслительных операций у младших  школьников

2.2 Система занятий по развитию мыслительной операции «обобщение» у младших школьников (урок математики)

Заключение

Список использованной литературы

Изучение развития мышления ребенка является важной областью психологии и имеет широкое практическое применение в воспитании и образовании детей. В рамках этой области исследуются механизмы формирования мысли, развитие памяти, воображения, логического и критического мышления у детей разного возраста. Это помогает родителям, педагогам и специалистам в области образования и воспитания лучше понимать, как развивать мышление детей и какие задачи важны для их успешного обучения и воспитания.

Наблюдения педагогов подтверждают, что овладение мыслительными навыками в раннем возрасте позволяет детям эффективнее учиться и успешнее справляться с учебными заданиями в будущем. Поэтому изучение развития мышления ребенка представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Развитие мышления у детей в начальных классах имеет принципиальное значение для успешной адаптации и учебной деятельности в дальнейшем. Важно создать условия для полноценного развития мышления ребенка, таких как стимулирование его интересов, формирование умений и навыков, а также обеспечивание доступа к разнообразным источникам информации. Это помогает ребенку развиваться, учиться и успешно справляться с задачами в будущем.

Тематика мышления в младшем школьном возрасте актуальна, так как в этот период формируются основы мыслительной деятельности и умений у детей. Мышление в этом возрасте развивается на основе усвоенных знаний, которые задают основу для развития мышления в будущем. Если дети не овладеют примерами мыслительной деятельности в начальной школе, то это может привести к тому, что они не смогут успешно учиться в дальнейшем, а также не смогут развивать свои мыслительные способности в полной мере. Поэтому особенно важно создать в начальной школе условия, которые помогут детям полноценно развиваться, формировать устойчивые познавательные интересы и навыки мыслительной деятельности, которые будут пригодны им в дальнейшей жизни.

Распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу для достижения нужного результата, но такой подход не способствует развитию мышления у детей. Актуальность тематики заключается в том, что развитие мышления является основой для успешного обучения и саморазвития. В младшем школьном возрасте формируются базовые способности мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др. Они необходимы для усвоения информации, решения задач, аргументации своих мыслей, критического мышления и творческого подхода к решению проблем. При этом, важно, чтобы развитие мышления происходило естественным и органичным путем, через разнообразные задания и упражнения, а не заучиванием стандартных ответов.

В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. К этой проблеме обращались такие учёные как: Ж.Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.И. Липкина, Н. А. Менчинская, П.Я. Гальперин, В.С. Ротенберг, С. М. Бондаренко, А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн.

   Объектом исследования является процесс формирования мыслительной операции «обобщение»  у младших школьников в учебной деятельности.

   Предметом исследования является процесс формирования мыслительной операции «обобщение».

   Цель исследования: на основе теоретического анализа деятельности определить оптимальные условия средств и технологий формирования у младших   школьников мыслительных операций «обобщение».

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть особенности логического мышления младших школьников;
  2. Выявить виды мышления;
  3. Представить основные мыслительные процессы;
  4. Разобрать развитие мыслительной операции «обобщение» в трудах отечественных психологов;
  5. Провести исследование особенностей мыслительной операции «обобщение» у младших школьников.

Методологической основой исследования является: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

База исследования: учащиеся 3 класса общеобразовательной школы.

Практическая значимость: описанный опыт может быть использован в практической работе учителей начальных классов школ города.

 

Глава 1. Психологический анализ обобщения (психологическая характеристика) как мыслительного действия

1.1 Особенности логического мышления младших школьников

Одним из ключевых компонентов психического развития в младшем школьном возрасте является развитие мышления. В младшем школьном возрасте дети начинают осваивать сложные логические операции, умение абстрагироваться от конкретных явлений и рассуждать об их свойствах, причинах и следствиях. Важно, чтобы учитель умел стимулировать и развивать эту способность учеников, предлагая им задания, которые требуют анализа и синтеза информации, аргументации своих умозаключений и принятия логически обоснованных решений. Таким образом, тема мышления в младшем школьном возрасте актуальна, поскольку она направлена на развитие критического мышления, обучение ребят решению различных задач и проблемных ситуаций, что поможет им успешно справляться со всеми видами учебных, жизненных и профессиональных задач в будущем.

Стадия конкретных операций с предметами (или стадия конкретных операций) - это один из этапов психического развития ребенка, который описал Ж. Пиаже. Этот этап начинается примерно в возрасте семи лет и продолжается до десятилетнего возраста. На этой стадии дети уже могут выполнять ряд конкретных операций над предметами и начинают развивать способность к логическому мышлению. Например, они могут решать задачи с использованием математических операций, различать объемы и размеры предметов, понимать причинно-следственные связи. На стадии конкретных операций дети также начинают осваивать социальные навыки, учатся работать в коллективе и совместно решать проблемы.

В ходе своих исследований Пиаже пришел к выводу, что развитие понимания логических операций в сознании ребенка происходит постепенно и связано с изменением структур его мышления. В период младшего школьного возраста ребенок приобретает способность к систематическому анализу и решению проблем на основе различных логических операций (например, классификации, сериации, устранения противоречия). Это позволяет ему более осознанно и эффективно учиться и решать задачи в различных областях знаний. Таким образом, связь детского мышления и общеалгебраических структур подтверждается исследованиями развития логических операций в сознании ребенка, проведенными Пиаже.

Поэтому включение в программу элементов алгебраического материала позволяет повысить уровень операции обобщения, способствует развитию логического мышления и расширению кругозора ребенка. В младшем школьном возрасте ребенок уже способен абстрагироваться от конкретных предметов и рассуждать о свойствах и отношениях между ними. Он также может выполнять простые математические операции, использовать измерительные единицы и решать простейшие задачи. Однако, важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и не все дети готовы к изучению алгебры и математики на одинаковом уровне в этом возрасте. Поэтому важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при составлении программы обучения. [4]

Главной особенностью данного периода является то, что умственные операции, совершаемые ребенком, становятся теперь обратимыми.

То есть, ребенок может построить логический ряд операций и затем выполнять их в обратном порядке, понимая, что это приведет к исходному состоянию. Также характерно развитие операций классификации, сериации (расположение объектов в определенном порядке по какому-либо признаку) и объемления (понимание, что количество не меняется при изменении формы или расположения объектов). Ребенок начинает активно использовать символы и знаки для решения задач, поэтому важно продолжать развивать его умение работать с числами и алгебраическими выражениями.

Если ранее процесс интеллектуального развития ребенка характеризовался тем, что внешние действия, выполняемые им, постепенно трансформировались во внутренние, то теперь ребенок в состоянии перенести действия, выполняемые в когнитивной сфере, во внешнюю, то есть предметную сферу своей деятельности.

Также в этот период дети начинают осознавать, что один предмет может иметь несколько атрибутов и свойств, а взаимоотношения между объектами становятся более просчитанными и структурированными. Это позволяет им лучше ориентироваться в окружающем мире и решать более сложные задачи.

Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.

Этот процесс называется саморегуляцией мышления и позволяет ребенку переносить умственные действия в реальную жизнь, принимать решения, планировать свою деятельность и контролировать ее выполнение. Кроме того, в ходе обучения ребенок осваивает новые знания и умения, что способствует его интеллектуальному развитию и формированию личности. В результате младшие школьники становятся более самостоятельными и ответственными, что является важным качеством для их успешной адаптации в жизни.

 По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется.

Регулярное обучение и новый опыт помогают детям улучшать свои когнитивные способности и получать новые навыки, такие как абстрактное мышление, решение сложных проблем и планирование. В результате дети становятся более гибкими, выдерживают давление и легче адаптируются к изменяющимся условиям. Умение управлять своим мышлением становится ключом к успеху в реализации своих целей в жизни и достижениям личностного роста.

В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы.

Это способствует развитию умения систематизировать и классифицировать информацию, а также умения работать с абстрактными понятиями. Отсутствие четких критериев для классификации может стимулировать детей к активному поиску новых признаков и к развитию творческого мышления. Эти навыки могут быть использованы не только в школьном обучении, но и в жизни в целом, в работе и личной жизни.

 

  1. Авдулова, Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника / Т.П. Авдулова. - М.: Владос, 2020. - 747 c.
  2. Авдулова, Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Учебное пособие / Т.П. Авдулова, О.В. Гребенникова. - М.: Владос, 2018. - 718 c.
  3. Авдулова, Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка. Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Владос, 2020. - 635 c.
  4. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 1. Устная связная речь. Лексика / Н.Г. Андреева. - М.: Владос, 2021. - 184 c.
  5. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 2. Предложение. Текст / Н.Г. Андреева. - М.: Владос, 2020. - 304 c.
  6. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 3. Письменная связная речь / Н.Г. Андреева. - М.: Владос, 2019. - 120 c.
  7. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 1 / Н.Г. Андреева. - М.: Книга по Требованию, 2021. - 184 c.
  8. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 2 / Н.Г. Андреева. - М.: Книга по Требованию, 2021. - 248 c.
  9. Асташина, Н. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы / Н. Асташина. - М.: Учитель, 2020. - 556 c.
  10. Бакулина, Г. А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина, Е.А. Обухова, Н.В. Дембицкая. - М.: Владос, 2020. - 216 c.
  11. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях Часть 2. - М.: Просвещение, 2022. - 144 c.
  12. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2022. - 128 c.
  13. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2019. - 144 c.
  14. Ефросинина, Л. А. Интегрированная образовательная деятельность в младшей группе детского сада. Органайзер для воспитателя. Развитие речи и литературное слушание / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2022. - 304 c.
  15. Ивашкина, Л.А. Диагностика развития универсальных учебных действий младших школьников на предметном материале: математика. ФГОС / Л.А. Ивашкина. - М.: Планета, 2022. - 468 c.
  16. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - М.: Учитель, 2018. - 140 c.
  17. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2018. - 224 c.
  18. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н.П. Локалова. - М.: Ось-89, 2019. - 160 c.
  19. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 1 / С.В. Максимова. - М.: Русское слово - учебник, 2020. - 528 c.
  20. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 2 / С.В. Максимова. - М.: Русское слово - учебник, 2022. - 776 c.
  21. Математика. Диагностика развития универсальных учебных действий младших школьников на предметном материале. Методическое пособие / Л.А. Ивашкина и др. - М.: Планета, 2020. - 128 c.
  22. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. - М.: Высшая школа, 2020. - 168 c.
  23. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краево-туристской деятельности. - М.: АРКТИ, 2022. - 208 c.
  24. Саляхова, Л. И. Настольная книга классного руководителя. Личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л.И. Саляхова. - М.: Глобус, 2019. - 368 c.
  25. Тивикова, С. К. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ / С.К. Тивикова. - М.: Русское слово - учебник, 2022. - 128 c.
  26. Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты / В.Ф. Феоктистова. - М.: Учитель, 2019. - 144 c.
  27. Хаперская, Н.Ю. Картотека предметных картинок. Выпуск 46. Часть 1. Развитие мыслительной деятельности дошкольников в работе с тематическими таблицами. ФГОС / Н.Ю. Хаперская. - М.: Детство-Пресс, 2022. - 819 c.
  28. Хаперская, Н.Ю. Картотека предметных картинок. Выпуск 46. Часть 2. Развитие мыслительной деятельности дошкольников в работе с тематическими таблицами. ФГОС / Н.Ю. Хаперская. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 222 c.
  29. Чудинова, Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности / Е.В. Чудинова. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 892 c.
  30. Юрченко, И.В. Метафора как средство развития творческих способностей младших школьников / И.В. Юрченко. - М.: Нобель Пресс, 2018. - 138 c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское