Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты управления развитием системы информатизации школы.
1.1. Состояние проблемы и методологические подходы разрешения управления развитием системы информатизации школы.
1.2. Анализ состояния проблемы в теории и практике.
Глава 2. Анализ комплексно-целевой программы информатизации школы.
2.1. Система реализации комплексно-целевой программы информатизации в практике работы школы.
2.2. Оценка эффективности разработанной программы.
Заключение.
Список литературы.
Приложение №1.
В настоящее время информатизация образования ставит новые задачи, связанные с разработкой инновационных подходов к управлению информатизацией образовательного процесса в школе. Информатизация современной школы приводит к совершенствованию образовательного процесса современного общеобразовательного учреждения, способствует при соответствующем управлении достижению новых качественных образовательных результатов.
Изучая современные тенденции информатизации образования и подходы к управлению этим процессом необходимо отметить, что у истоков информатизации общеобразовательной школы стояли выдающиеся ученые -академики АЛ. Ершов, ЕЛ, Велихов, Н.Н. Красовский, В.А. Мельников, создавшие концепцию информатизации образования; руководители отрасли -ФЛ. Перегудов, В.Н. Афанасьев, М.Р. Леонтьева, А.Ю. Уваров, усилиями которых удалось не только успешно начать процесс информатизации образования в России, но и определить основные направления его развития в будущем.
К сожалению, на сегодняшний день остро осознается недостаточность научной разработки подходов к управлению информатизацией образовательного процесса. Вместе с тем, широкомасштабный процесс модернизации российского образования напрямую связан с изменением содержания, методов и организационных форм учебной работы, эффективной социализацией школьников в условиях информационного общества. Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречием между требованиями, предъявляемыми к современному общеобразовательному учреждению в создании условий, способствующих совершенствованию образовательного процесса на основе применения средств информационно-коммуникационных технологий, и недостаточным вниманием к данному аспекту в системе управления школой.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в недостаточной проработанности теоретических и практических подходов к управлению информатизацией образовательного процесса в школе. Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловили тему нашего исследования: «Управление развитием системы информатизации школы».
Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование подходов к управлению развития системы информатизации в школе.
Объект исследования - система информатизация образовательного процесса в условиях общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: управление информатизацией образовательного процесса в школе.
Гипотеза: если создать адаптивные условия для реализации такой-то
методики то можно получить приращение в уровне здоровья, улучшения
воспитанности, качества, профессионализма учителя.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ
1.1. Состояние проблемы и методологические подходы разрешения управления развитием системы информатизации школы
Современное общество переживает важный исторический этап перехода от индустриальной эпохи к новому постиндустриальному обществу, которое принято называть информационным.
В настоящее время наблюдается лавинообразный процесс развития информатизации, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Информатизация общества, с одной стороны, позволяет удовлетворить информационные потребности отдельной личности, а с другой - означает, что вновь созданная информация становится достоянием всего человечества, способствует демократизации общественной жизни, созданию "открытого" общества. Информация как неистощимый, возобновляемый ресурс человечества наряду с веществом и энергией становится фундаментальным ресурсом человеческой деятельности, главной ценностью социума.
Тенденции развития современного общества, его ярко выраженная информатизация объясняют необходимость все более широкого использования информационных технологий в сфере образования. В настоящее время культурному человеку независимо от его профессии и особенностей деятельности необходимо обладать умениями работы с электронными средствами обработки и передачи информации.
Современные информационные технологии являются основой процесса информатизации образования, реализация которого предполагает:
- улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации;
- повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации;
- разработку перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование;
- достижение необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники;
- интеграцию различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, методической, научной, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении информационных технологий;
- подготовку участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества;
- повышение профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущих специалистов различных отраслей;
- преодоление кризисных явлений в системе образования.
Система общего и профессионального образования, несмотря на ярко выраженную потребность в более широком внедрении высоких образовательных технологий, сама по себе является катализатором процесса информатизации общества, инструментом формирования информационной культуры человека, подготовки профессионалов новой формации.
Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования (условно названные электронизацией, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса).
Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х - начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.
Подобный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение некоторыми языками программирования, освоение умений работы на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов. Относительно малая производительность компьютеров того времени, отсутствие удобных в работе, интуитивно понятных для обычного пользователя (не программиста) и имеющих дружественный интерфейс программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.