Курсовая работа|Педагогика

Игровые технологии в учебном процессе по физике

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 30

Введение

  1. Игра как педагогическая категория
  2. Возможность использования игровых технологий в обучении физике
  3. Как придумать игру по физике?
  4. Деловые игры в обучении физике

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальностью работы является использование игровых технологии об обучении и преподавании уроках физики.

По про·сторам Интернета блуждает не·малое количество ста·тей, мет·одических раз·работок и пре·зентаций по про·блеме ис·пользования и из·учения игровых тех·нологий на за·нятиях по физике. Авторы этих ста·тей в основ·ном школьные учителя, для кот·орых, как из·вестно, не·т ино·го ис·хода, как бы·ть без·оглядными оптимистами и идеалистами. Особо вы·деляют, что игровая тех·нология — это описание про·цесса до·стижения план·ируемых результатом об·учения. С. А. Шмаков очень об·разно вы·ражает знач·ение игры, на·зывая её во·сьмым чудом света: «О знаменитой пирамиде Хеопса знают все·…. А игра?! Игра – одно из инт·ереснейших явлений культ·уры…Игра, как тень, род·илась вместе с ребёнком, ста·ла его спутником, верным друг·ом. Она за·служивает бол·ьшого чело·веческого уважения, гораздо бол·ьшего, чем во·здают ей люди сегодня, за те колоссальные во·спитательные резервы, за огр·омные педагогические во·зможности, в не·й за·ложенные». Игра, учен·ье, труд– во·т три основ·ных вид·а де·ятельности чело·века. Игра готовит ребёнка и к учен·ию, и к труд·у, при этом сам·а игра все·гда – не·много учен·ие и не·много труд·. Глубоко ошибаются те педагоги, кот·орые пре·дставляют игру лишь как за·баву и раз·влечение.

Изучив актуальность данной проблемы, мы выбрали следующую тему: «Игровые технологии как метод обучения физике».

В связи с определением проблемы и актуальности темы сформулировали цель и задачи нашего исследования.

Объект исследования – обучение физике учащихся основной школы.

Предмет – применение игровых технологий как как средство достижения планируемых результатов обучения.

Цель изучить применения игровых технологий в процессе обучения физике в основной школе.

В связи с целью были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
  2. Проанализировать особенности игровой технологии.
  3. Изучить особенности применения игровой технологии в процессе изучения физики.
  4. Разработать методические рекомендации по созданию игровых технологий.

 

  1. Игра как педагогическая категория

Еще в древности люди использовали игру в обучении молодого поколения. Однако современный образовательный процесс рассматривается как очень серьезный, обязательный и тяжелый труд, и в принципе он не должен быть развлекательным. Игра рассматривается как досуговая деятельность. В тоже время, в связи с необходимостью усвоения большого объема информации, расширением диалога культур появляется потребность в неких педагогических технологиях, обучающих умению воспринимать и запоминать информацию, видеть и решать проблемы, а также развивать творческие способ·ности. Сегодня одной из таких технологий может стать игровая тех·нология, которая способна развить умения и навыки самостоятельной оценки и отбора получаемой информации[11, c. 34].

Игра по своей роли синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игра – это естественный для ребенка способ усвоения информации и до·вольно эффективная форма обучения. Она является важной частью жизненного опыта ребенка. Итак, передавая знания с по·мощью игры, педагог учитывает будущие инт·ересы школьника и организует учебную де·ятельность, исходя из своих (взрослых) со·ображений удобства, по·рядка и целесообразности.

Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш [7 c. 52].

Дидактическая игра – это акт·ивная и (или) инт·ерактивная учебная де·ятельность по имитационному модел·ированию из·учаемых сис·тем, явлений, про·цессов[13, c. 61].

Дидактическая, или об·учающая, игра – это способ организации познавательной де·ятельности ребенка, направленной на получение им нов·ых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления[8, c. 55].

Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их об·ыденные представления.

В педагогической практике дидактические игры для де·тей ис·пользуют в качестве:

- одного из методов обучения;

- самостоятельной деятельности во·спитанников.

В первом случае они активно применяются на занятиях по знакомству с живой природой, развитию речи и формированию базовых математических представлений. С помощью дидактических игр педагоги учат детей классифицировать и систематизировать раз·личные предметы, явления и понятия.

В истории педагогики и психологии теорию игры разрабатывали многие педагогические деятели. Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры[4, c. 43]:

  1. Теория избытка не·рвных сил·.

Игра – это результат активности ребенка, который не может быть реализован посредством другой деятельности. При отсутствии мобилизации сил·, у человека появляется избыток сил, и из·-за·недоступности других средств, ребенок реализует этот избыток в игре.

  1. Теория инстинктивности и функции упражнения в игре.

Игра – это способ подготовки к будущей трудовой деятельности. Это естественное средство воспитания и самовоспитания. Эта теория основана на принципе конвергенции, т.е. сближения внутренних данных и внешних усл·овий[5, c. 77].

  1. Теория рекапитуляции и антиципации.

По мне·нию сто·ронников теории рекапитуляции, (со·кращённое по·вторение этапов развития чело·вечества), игра по·могает пре·одолевать инстинкты прошлого и становиться цивилизованнее. Сторонники теории антиципации считают, что игры у мальчиков и де·вочек от·личаются, в сил·у их об·условленной жизненной роли.

  1. Теория отдыха в игре.

В игре, как ни в какой другой деятельности, ребенок им·еет во·зможность одновременно от·дохнуть и восстановить силы физически, эмоционально и интеллектуально.

  1. Теория духовного развития ребенка в игре.

К. Д. Ушинский отрицает стихийность игры и признает ее содержательность. Игра может использоваться как средство воспитания и подготовки к трудовой деятельности. Именно в игре ребенок учится взаимодействовать с окружающими и упражняется в нравственном поведении.

  1. Теория воздействия на мир через игру.

Игра для ребенка – осмысленная деятельность, в которой он реализует свои способности, и поэтому у него формируется потребность воздействия на мир.

  1. Теория связи игры с искусством и эстетической культурой.

Игра в себе соединяет различные виды искусств и воспринимается как не·что прекрасное. Через игру происходит художественно-эстетическое воспитание ребенка. Игра – это художественное творчество детей.

  1. Труд как ис·точник появления игры. Связь игры и труда.

По мнению Г. В. Плеханова, трудпредшествовал игре. С научно-техническим прогрессом трудовые операции для детей стали недоступны и в результате появились уменьшенные орудия труда, т.е. игрушки[12, c. 70].

  1. Теория абсолютизации культурного значения игры.

Игра – средство демонстрации ценностей культуры в обществе. Посредством игры ребенок выражает свое отношение к культурным явлениям[10, c. 25].

Мы рассмотрели раз·личные теории происхождения игры и сделали вы·вод, что игра – это не тол·ько развлечение и веселое времяпровождение, но также и достаточно эффективный способ влияния на личностные качества ребенка. Следовательно, она самым активным образом должна быть включена в учебно-воспитательный процесс и должна всесторонне применяться на уроках.

  1. Аникеева, Н. Б. Воспитание игрой / Н. Б. Аникеева. – Москва : Эксмо, 2011. – 387 с.
  2. Воспитание игрой : Кн. для учителя / Н. П. Аникеева. – Москва : Просвещение, 1987. – 143,[1] с.; – (Психол. наука - школе).
  3. Игры-обучение, тренинг, досуг / [Составитель композиции игр Е. Г. Розанова]; Под ред. В. В. Петрусинского. – Москва : Новая шк., 1994. - 363,[1] с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-7301-0038-8
  4. Использование игровой технологии и ИКТ в преподавании физики. –URL: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2604 (дата обращения: 02.05.2023)
  5. Осипова, Л. Г. Педагогические технологии на уроках физики // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII международной научной конференции (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: АСГАРД, 2015. – С. 96-98.
  6. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: РПА, 2010. – С.80.
  7. Савостьянов, А.И. Игры и упражнения как средство развития сотрудничества между школьниками [Текст] / А.И. Савостьянов // Начальное образование. – 2012. – № 1.  – С. 22 –26.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [Текст]  – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
  9. Семина, Г.В. Игровые технологии на уроках физики. /Учительский портал/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/

10.Скибко, Т.А. Игровые технологии на уроках физики. / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 432 с.
  2. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры [Текст] / А.А. Смоленцева. М.: Просвещение, 2012. – 105 с.
  3. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. –М.: Просвещение, 2011. – 259 с.
  4. Усова, A.B. Формирование у учащихся учебных умений [Текст] / A.B. Усова, A.A. Бобров. - М.: Знание, 2012. – 80 с.
  5. Усова, A.B. Учись самостоятельно учиться [Текст] / A.B. Усова, В.А. Беликов. - М.: Просвещение, 2010. – 126 с.
  6. Щукина, Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 2009. – 143 с.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст]/И.Ф. Харламов. М.: Юристь, 2009. – 512 с.
  8. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 2009. – 300 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское