Для того чтобы ребенок был успешен в школе, ему необходимо качественно овладеть такими учебными навыками как чтение, письмо и счет. Именно эти навыки станут фундаментом всего образования. Чтение представляет собой главное средство приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. С переходом на новые образовательные стандарты все больший акцент делается на самостоятельную работу учащихся, прежде всего на работу с книгой. Учащийся, который не научился читать или читает плохо, не может успешно приобретать знания. Низкий уровень сформированности навыка чтения, недостаточное понимание прочитанного детерминируют серьезные трудности в учебной работе, которые в свою очередь являются причиной неуспеваемости школьников.
Проблема обучения чтению – важная проблема педагогического процесса. Проблемой развития читательской деятельности учащихся и вопросами неуспеваемости младших школьников занимались многие отечественные и зарубежные авторы: П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская, Т.Г. Егоров, Г.А. Цукерман; М. Коул, Дж. Мортон и др.
Между тем регулярно проводимые во многих странах проверки сформированности навыка чтения основываются на критерии грамотности чтения, под которой понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Так, проведенное в 2000 году международное исследование образовательных достижений учащихся зафиксировало следующий результат: по уровню грамотности чтения российские школьники заняли 27 место. Лишь 3% обследованных российских школьников смогли прочитать и понять сложные тексты, оценить предоставленную информацию и сделать выводы. Противоречие между необходимостью повышения качества обучения чтению российских школьников и реальным состоянием данной проблемы в образовании обусловливает актуальность прикладных исследований в этой области.
Цель исследования является следующей: изучить зависимость успеваемости учащихся младших классов от сформированности навыка чтения.
Объект исследования: навыки чтения у младших школьников.
Предмет исследования: зависимость школьной успеваемости младших школьников от сформированности навыков чтения.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что сформированный навык чтения является одной из наиболее значимых детерминант высокой успеваемости учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы проблемы влияния сформированного навыка чтения на успеваемость учащихся начальных классов;
- определить и систематизировать критерии сформированности навыка чтения у учащихся начальных классов;
- в контексте обозначенных критериев подобрать диагностическую методику для изучения сформированности навыков чтения у учащихся начальных классов;
- осуществить констатирующий эксперимент состояния сформированности навыков чтения у учеников начальных классов;
- выявить влияние сформированности навыков чтения у учащихся начальных классов на их учебную успеваемость;
- сформулировать основные выводы исследования проблемы влияния навыков чтения на учебную успеваемость младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; опрос; стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) Корнева А.Н.; методика исследования навыка чтения про себя.
База исследования. В исследовании приняло участие 27 учеников второго класса………
Новизна и значимость результатов исследования имеет субъективный характер и субъективное значение в плане приобретения автором работы профессионального опыта в исследовании данной проблемы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния навыка чтения на успеваемость младших школьников
1.1. Проблема мотивации и самоутверждения личности младшего школьника в учебной деятельности
Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях – он включен в общественно значимую учебную деятельность [6], которая является наиболее значимой детерминантой развития его личности. При этом «учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий…такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией» личности в деятельности (Д.Б. Эльконин) [11, с. 251].
С формированием учебной деятельности, являющейся в младшем школьном возрасте ведущей, коренным образом меняется социальная ситуация развития личности первоклассника. На основе учебной деятельности формируются и развиваются основные новообразования младшего школьного возраста. Ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений первоклассника перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями ведущей деятельности [3].
Именно в учебной деятельности происходит личностное самоутверждение ученика и, от успешности данного самоутверждения во многом зависят многие параметры обучения младшего школьника в начальной школе. Возможность самоотверждения обусловлена тем, что результаты учения ребенка высоко или низко оцениваются близкими взрослыми (в первую очередь учителем). От школьной успеваемости, оценки ребенка, как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности [6]. Так, например, одним из типичных мотивов обучения в этом возрасте является соревновательный мотив: «быть лучше, чем все». Поэтому неуспех в учебе неизбежно ведет к снижению самооценки и уровня притязаний детей [16], без чего не может возникнуть устойчивое чувство учебной мотивации и соответствующей учебной ответственности у ребенка.
Данный аспект влияния учебной деятельности на развитие личности ребенка подчеркивают многие исследователи: «проблема школьной успеваемости, оценка результатов учебной работы – это центральная проблема младшего школьного возраста. От оценки зависит учебная мотивация. Именно на этой почве у детей возникают тяжёлые эмоциональные переживания. Оценка оказывает непосредственное влияние на становление самооценки личности ребенка его личностное самоутверждение [5, с. 46].