В современной науке смысловое чтение изучено в разных областях: литературе, математике, иностранных языках и др., но недостаточно сформировано при изучении географии. Таким образом, для того чтобы современные школьники интеллектуально развивались нужно раскрыть наиболее эффективные приёмы смыслового чтения в географии.
Актуальность темы исследования. Современная школа претерпевает существенную трансформацию под влиянием новых потребностей общества и введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Ключевым моментом этой трансформации является ориентация образовательного процесса на метапредметные результаты, одним из которых названо «овладение навыками смыслового чтения».
Читательская грамотность нынешних поколений школьников значительно снизилась. Экранная зависимость, связанная с широким распространением электронных средств массовой информации, приводит к таким качествам, как фрагментарность, поверхностность, неустойчивость восприятия текстовой информации. В результате большинство детей и подростков сегодня не испытывают потребности в приобщении к фундаментальным ресурсам письменной культуры, слабо владеют функциональным, смысловым чтением и недостаточно эффективно использует его в своей жизни и в процессе получения образования.
По данным Международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся (PISA) в рейтинге читательской компетенции в 2020 году российские школьники заняли лишь 42 место. В 2022 году этот показатель поднялся на 20 баллов, но мы по-прежнему отстаем от таких стран, как Сингапур, Канада, Финляндия, Р.Корея, Япония, Германия и ряда других.
Это означает, что работа по формированию и развитию навыков функционального, смыслового чтения является актуальной задачей отечественной системы общего образования и должна целенаправленно осуществляться при обучении любой школьной дисциплине. Вместе с тем, учителя-предметники зачастую испытывают трудности в проведении такой работы, не владеют в полной мере приемами и технологиями формирования смыслового чтения, а также методическими материалами, позволяющими эффективно построить этот процесс на уроках по своему предмету с учетом специфики его содержания.
Цель исследования – выявить особенности формирования приемов смыслового чтения у обучающихся 6 класса при работе с учебником географии.
Объект исследования: процесс обучения учащихся 6-х классов на уроках географии.
Предмет исследования – особенности формирования приемов смыслового чтения у обучающихся 6 класса при работе с учебником географии.
В соответствии с целью исследования, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы организации смыслового чтения обучающихся в основной общеобразовательной школе;
- Проанализировать методические основы формирования приемов смыслового чтения у обучающихся при работе с учебником географии в 6 классе;
- Провести диагностику уровня сформированности приемов смыслового чтения у шестиклассников при работе с учебником географии и обработать результаты;
- Предложить методические рекомендации по формированию приёмов смыслового чтения у обучающихся на уроках географии в 6 классе.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- Сущность смыслового чтения обучающихся
Текст в учебнике прежде всего служит для пояснения содержания, а не только для информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на ребенка определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету. Вот почему язык учебника, особенно в начальной школе, должен использовать смысловые метафоры, языковые стереотипы и т.п., что недопустимо в строго стандартизированном научном языке. Выделяют основные, дополнительные и пояснительные тексты учебника.
Основные тексты передают основную информацию. Они представляют факты, дают описания и определения понятий, открывают закономерности и взаимосвязи. Данные тексты представлены в учебниках рассказами и учебно-научными статьями.
Дополнительные тексты близки по содержанию к основным, но их чтение не является обязательным для всех учащихся, так как они носят справочный характер, т.е. особенно рекомендуются для чтения дома. Содержание этих текстов может иметь комментирующий, конкретизирующий, описательный характер, но может быть и более сложным, чем основной текст. В качестве дополнительных текстов обычно используются поговорки, загадки, рассказы, пословицы, сказки, научно-популярная информация. В учебнике дополнительные тексты в большинстве случаев даются в виде отдельных сообщений под различными заголовками («Это интересно», «Для самых любознательных», «Полезно знать»,); иногда они включаются в основной текст в виде абзаца или нескольких абзацев.
Пояснительные тексты представляют собой словари, справочные информацию различного типа, комментарии, примечания и т.д.
Чтение – это вид самостоятельный речевой деятельности, который входит в сферу коммуникативно-социальной деятельности людей и обеспечивает письменную форму общения. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, так как оно связано с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. При чтении выделяют смысловой план (т.е. о чем текст) и процессуальный план (как читать и выражать текст). Что касается содержательного плана, то результатом читательской деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном - сам процесс чтения.
Процесс чтения многогранен. Человек обращается к чтению с различными целями, поэтому существует множество видов чтения:
Таблица 1 – Виды чтения.
Виды чтения по участию психических процессов
|
1. Рациональное чтение (ознакомительное, просмотровое, аналитическое).
|
2. Эмоциональное чтение - это творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства.
|
Виды чтения по целям
|
1. Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
|
2. Эстетическое чтение предполагает глубокое понимание и переживание художественного текста.
|
Виды чтения по степени осмысления информации
|
1. Репродуктивное чтение - это первая фаза чтения, когда воспринимают его общий смысл
|
2. Творческое чтение - это вторая и третья фаза чтения, в которых главная роль отведена интерпретации, оценке и рефлексии.
|
Виды чтения по мотивам
|
1. Досуговое чтение связано с отдыхом, развлечением; в таком чтении воля и память практически не участвуют.
|
2. Деловое чтение связано с учебной деятельностью школьника.
|
Виды чтения по скорости
|
1. Быстрое чтение - это просмотровое (поисковое) чтение.
|
2. Медленное чтение - это аналитическое чтение с целью исследования и запоминания.
|
Формирование читательской компетентности происходит не только на уроках географии, но и по другим учебным предметам. Отсюда вытекает концепция метапредметной связи в достижении определенных общеучебных результатов.
Обучение чтению предполагает, что учитель знает, как помочь человеку научиться читать, а для ученика – что он хочет, готов и может научиться чтению. Преподаватель владеет методиками обучения, а ученик готов работать под его руководством.
Смысловое чтение - это вид чтения, который направлен на понимание читателем смыслового содержания текста. Для этого вида чтения недостаточно просто прочитать текст, необходимо объективно оценить информацию, откликнуться на содержание. Осмысленное чтение предполагает формирование следующих умений:
- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать необходимость разъяснения их значения;
- пользоваться сносками и толковым школьным словарём;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- выделять ключевые (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- уметь предугадывать содержание прочитанного;
- осознавать отношение автора и своё собственное отношение к тексту;
- сформулировать тему короткого текста;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавить текст или рисунок, предсказать содержание по заголовку и составить высказывания по заданному заголовку;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
В процессе обучения смысловому чтению у учащихся формируются умения:
- понять текст;
- анализировать;
- сравнивать;
- вносить изменения;
- разрабатывать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Различают следующие виды смыслового чтения:
- Просмотровое чтение - вид смыслового чтения, при котором осуществляется поиск определенной информации или фактов;
- Ознакомительное чтение - вид смыслового чтения, с помощью которого в тексте устанавливается основной смысл, ключевая информация в тексте;
- Изучающее чтение - вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, осуществляется поиск полной и точной информации и последующая её интерпретация. Из всего написанного отмечается главное, а второстепенное опускается;
- Рефлексивное чтение - самое вдумчивое чтение. Во время этого процесса читатель предвосхищает будущие события, читая заголовок или по ходу чтения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, обратить внимание на все детали и практически осмыслить полученную информацию.
Чтобы чтение было смысловым, необходим активный анализ, сопоставление текстовых элементов друг с другом, активное осмысление информации, т.е. реализация познавательной деятельности. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности.
Смысловое чтение предполагает процесс, с помощью которого можно формировать и совершенствовать универсальные учебные действия, повышая эффективность учебного процесса, обеспечивая каждому учащемуся право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может.
Данный приём не имеет определенных возрастных ограничений, что позволяет готовить учащихся не только к итоговой аттестации, но к различным конкурсам, олимпиадам, проектам и конференциям. Он может быть успешно использован как учителями географии, так и других дисциплин, учитывая особенность предметной специализации.
Благодаря использованию метода смыслового чтения на уроках создается образовательная среда, в которой формируется компетентная личность, для которой характерны гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; формирование культуры чтения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Вышеперечисленные умения являются компонентами таких ключевых компетентностей, как готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, коммуникативная компетентность.
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.
Учащиеся овладеют различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.