Оглавление
Глава 1. Влияние национальной культуры на воспитание младшего школьника |
|
1.1 Особенности национальной культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 |
|
1.2 Декоративно-прикладное искусство как одна из форм художественного творчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 |
|
Глава 2. Изучение практического опыта школы по воспитанию младшего школьника |
|
2.1 Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания . . . 22 |
|
2.2 Основы декоративно-прикладного искусства в содержании кружковой работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 |
|
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 |
|
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 |
|
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 |
|
Введение.
Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным.
Актуальность темы исследования определена возрастающим интересом к традиционному искусству в условиях глобализации культуры и интеграции мирового сообщества.
В усиливающемся процессе исчезновения художественного наследия малых этносов приходит понимание необходимости его сохранения и изучения. Многонациональная российская культура не может быть полноценно изучена вне ее локальных явлений. В традиционных культурах все бытовые предметы практически сохраняют те или иные черты творческих произведений, материальная ценность которых в значительной степени определяется ценностью эстетической.
В исследование декоративно-прикладного искусства внесли огромный вклад такие ученые и искусствоведы как М. Алимбаев, У. Жанибеков, А.Маргулан, М. Муханов, Т. Тажимуратов, Т. Басенов, Л. Оразбекова и др.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В. Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества.
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин).[1] Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.
На территории Астраханской области уже не один десяток лет живут различные народы, в мире и согласии, используя при совместном проживании одну территорию, пользуясь её природными условиями и ресурсами. Но при этом каждый народ сохраняет свою самобытность и этническое самосознание, возрождает, развивает народные традиции, обычаи, промыслы, трудовые навыки, родной язык и культуру уходящие своими корнями в глубокую древность.
Чтобы и дальше продолжить мирное сосуществование нужно изучать и уважать народы живущие рядом с нами.
В народных промыслах казахов, как известно, переплелись почерки разных эпох, времен, поколений. На всевозможных изделиях из войлока, шерсти, кожи, дерева, кости, металла без труда можно увидеть древние мотивы, ибо характер ремесла во все времена определялся накопленным опытом, установившимися традициями, строгим соответствием условиям жизни, быта, эстетическим идеалам общества. Богатое художественно наследие казахов, их орнаментальное искусство, высокое техническое мастерство народных умельцев, неповторимый колорит народных художественных промыслов и, конечно, народного костюма - предмет особой национальной гордости.
Интерес, проявляемый в настоящее время к декоративному искусству казахского народа, не просто дань уважения к культурным традициям предков, а стремление к их сохранению. А это - совершенно особая задача («сверхзадача»), по отношению к целям достижения непосредственного предметного, «отделимого» результата. О значимости народного искусства казахов писал поэт и просветитель Абай Кунанбаев. Он указывал, что казахское прикладное искусство - проявление талантливости народа. Абай отмечает уважение, которым пользовались мастера: они, создавая орудия труда и инструменты, служили для общества образцом трудолюбия и целеустремленности. Изделия умельцев украшали жизнь, а сам мастер воспринимался как воплощение физической и духовной красоты.[2]
Объект исследования - процесс приобщения младших школьников к произведениям прикладного искусства казахского народа.
Предмет исследования - особенности декоративно-прикладного искусства в начальной школе в условиях художественной деятельности.
Цель исследования - изучить особенности декоративно-прикладного искусства в начальной школе в условиях художественной деятельности (на примере казахской культуры).
Задачи исследования:
- проанализировать научную и методическую литературу;
- раскрыть основные понятия по теме исследования;
- разработать фрагмент программы кружковой работы (художественное творчество).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 4 приложения. Общий объем работы – 48 стр.
[1] М.Н. Скаткин
[2] Асылханов Е.С. Методика обучения казахскому прикладному искусству в школе. Семипалатинск, 2004. - 65 с.