Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования логических УУД у учащихся начальных классов
1.1 Сущность понятия «универсальные логические действия» младших школьников
1.2 Психолого-педагогические условия формирования логических универсальных действий у младших школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
логических универсальных действий у младших школьников на уроках
математики
2.1 Диагностика уровня сформированности логических универсальных
действий у младших школьников
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков математики по формированию логических универсальных действий у младших школьников
2.3 Анализ и обобщение результатов
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Основной целью образования в постиндустриальном обществе становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». И, исходя из этого, отечественное школьное образование одной из самых важнейших задач рассматривает «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
А само умение учиться имеет первостепенное значение повышения активности познавательной деятельности учащихся, их творческой активности и интеллектуального роста. Это можно считать залогом успеха процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы уметь решать жизненные задачи, готовности занять активную позицию, умению сотрудничать и работать в группе, быть готовым к обновлению, переучиванию в ответ на усоврешенствование технологий производства и качественные изменения в современной экономике.
Важнейшим компонентом интеллектуального развития личности является владение основными логическими приемами и операциями, умение организовывать мыслительную деятельность, сформированность универсальных логических действий. Невладение приемами организации мыслительных операций препятствует в организации своей умственной деятельности ребенком. Отсутствие и недостаток умения анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, обобщать, делать вывод, устанавливать причины и следствия мешает ребенку полноценно воспринимать и познавать мир.
Проблемой исследования и формирования логических универсальных действий занимались многие известные психологи и педагоги. Так, например, Л.С. Выготский отмечал, что мышление выдвигается в центр психического развития именно в младшем школьном возрасте, т.е. оно выходит в сознательную деятельность ребенка. А.Г. Асмолов разработал концепцию развития универсальных учебных действий на основе системнодеятельностного подхода, который закреплен во ФГОС второго поколения как основной.
Цель работы: теоретически обосновать и практически доказать эффективность создания психолого-педагогических условий для формирования логических универсальных действий у младших школьников.
Объект: процесс формирования логических универсальных действий.
Предмет: формирование логических универсальных действий младших школьников на уроках математики.
Гипотеза: формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики будет проходить успешнее, если:
- учитывать возрастные особенности младших школьников;
- при обучении младших школьников на уроках математики применять систему заданий, направленных на формирование логических действий;
- организовывать на каждом уроке «логические пятиминутки»;
- создавать ситуации самостоятельной деятельности учащихся.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить сущность понятия «универсальные логические действия» младших школьников
- Изучить психолого-педагогические условия формирования логических универсальных действий у младших школьников
- Определить уровень сформированности логических универсальных действий у младших школьников.
- Разработать и внедрить комплекс уроков, направленных на формирование логических УУД.
- Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, синтез, обобщение; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественных анализ данных.
База исследования: МАОУ «школа № 172 г. Нижнего Новгорода, 3 «А» и 3 «Б» класс.
Глава 1. Теоретические основы формирования логических УУД у учащихся начальных классов
1.1 Сущность понятия «универсальные логические действия» младших школьников
Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).
На сегодняшний день Стандарт определяет, что для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия, в частности логические универсальные
действия.
Дадим краткую характеристику психологического содержания операций, составляющих универсальные логические действия.
Опознание конкретно-чувственных объектов с выделением различных признаков в предмете, которые кодируются с использованием предлагаемой или самостоятельно создаваемыми символами (буквенно-цифровыми, графическими). Опознание основывается на развернутой ориентировке в признаках объекта с их последующим выделением, ранжированием и оценкой с точки зрения существенности/несущественности. Опознание предполагает осуществление следующей последовательности операций:
- кодирование (декодирование) объекта;
- выделение признаков объектов и кодирование их
а) в произвольной, самостоятельно созданной символике,
б) в заданной символике, социально принятых знаковых системах;
- описание объектов по совокупности признаков с фиксацией их в символике; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков;
- кодирование (декодирование) операций с признаками (отрицание признака, наличие изменения признака, последовательность операций). Цель отрицания признака в том, чтобы ученики поняли, что, если объект имеет определенные свойства, он не может иметь противоположные. Изменение признака позволяет сформировать умение выделять признаки, причем изменение признаков может привести как к сохранению объекта, так и к появлению другого объекта.
Установление отношений между объектами и множествами объектов включает такие операции как:
1) установление отношений эквивалентности между объектами, множествами объектов по одному или нескольким признакам. Эквивалентность устанавливается между качественными признаками (форма, цвет), а в отношении количественных устанавливаются отношения «равно», «неравно», «больше», «меньше»;
2)установление отношений эквивалентности между числами;
3) уравнивание объектов или множества объектов;
4)понимание и использование аксиом величин;
5) выделение пространственных отношений между объектами,
6) ориентировка в системе координат и установление положения объекта в ней;
7) выстраивание цепей отношений между объектами
8) установление отношений порядка между числами.
Номенклатура логических действий включает:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Формируя универсальные логические действия, стоит опираться на вышеизложенную номенклатуру, чтобы задействовать все составляющие и сделать эту работу комплексной и наиболее продуктивной. Логические универсальные действия являются средством обобщения и
систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний из имеющихся. Изначально логические приемы мышления необходимо
усвоить как специальный предмет. Затем логические приемы мышления
выступают как средства познания, которые обеспечивают успешное
усвоение учебных предметов, знаний, умений и компетенций.
В качестве сложного составного логического действия можно рассматривать общий прием решения задач.
Большое значение при обучении математике имеет формирование общего приема решения задач. Анализ практики показывает, что основное внимание уделяется ознакомлению со специальными способами решения отдельных типов задач. Это часто приводит к тому, что учащиеся не приобретают умения самостоятельно анализировать и решать различные типы задач. Поэтому проблема овладения общим приемом решения задач продолжает оставаться актуальной и должна разрабатываться в методике обучения математике.
Общий прием решения задач включает: знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
Существуют различные подходы при анализе процесса (хода) решения задачи. Его рассматривают с логико-математической (выделяют логические операции, входящие в этот процесс), психологической (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает) и педагогической (приемы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи) точек зрения.
При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приема:
- Анализ текста задачи.
- Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.
- Установление отношений между данными и вопросом.
- Составление плана решения задачи.
- Осуществление плана решения.
- Проверка и оценка решения задачи.
В ходе изучения любого учебного предмета, в частности, математики, происходит формирование у учащихся познавательных действий двух видов: специфических и общелогических. Специфическими действиями при изучении математики являются: умения вычислять, составлять и решать уравнения, переводить на язык математики условия текстовых задач, находить их решения и т. д. Общелогическими действиями выступают анализ (умение анализировать заданный объект, выявлять его признаки), сравнение объектов по их признакам; классификация, основанная на закономерностях варьирования признаков в совокупности однородных объектов; выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение. Если логические универсальные действия уже сформированы у учащихся, это находит отражение в высокой эффективности обучения, сознательном и прочном усвоении ими специфического материала. Логические универсальные действия являются средством обобщения и систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний из уже имеющихся. Первоначально логические приемы мышления должны быть усвоены как специальный предмет усвоения. Далее логические приемы мышления выступают как познавательные средства, обеспечивающие успешное усвоение любых учебных предметов, знаний, умений и компетенций.