Актуальность темы. Тема "Формирование учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности" очень актуальна и важна в современном обществе. Она отображает необходимость развития социальных и коммуникативных навыков у детей, которые позволяют им успешно функционировать в современном мире и взаимодействовать с окружающей средой. Учебное сотрудничество является важной составляющей этого процесса, так как оно способствует развитию навыков коммуникации, взаимодействия, стратегического планирования и решения проблем. Важно уделять должное внимание формированию учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности, чтобы обеспечить им успешное будущее в обществе.
Проблема формирования учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности становится особенно актуальной в современных условиях, где отмечается необходимость развития социальных навыков и коммуникативной компетентности. В новых федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается важность умений работать в команде, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать конфликты и находить решения в спорных ситуациях. На этапе обучения также отмечается значимость практического освоения навыков коммуникации для формирования коммуникативной компетентности, включая установление контактов с другими людьми, адекватный выбор стратегий коммуникации и учет позиции других людей.
Исследования, проводимые И. А. Зимней, В. В. Давыдовой, Г. А. Цукерманом и др. - указывают на то, что эффективность обучения зависит от того, насколько степень включения ребенка в деятельность основана на его субъектной позиции. Иными словами, чем больше уровень его активности и чем более интересной и понятной является для него деятельность, тем более высоким будет результативность. Для достижения этой цели на уроках в начальной школе необходимо организовывать сотрудничество между младшими школьниками.
Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке условий эффективности организации учебного сотрудничества младших школьников на уроках в начальной школе.
Объект исследования: учебное сотрудничество младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия организации учебного сотрудничества младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить понятие учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности
- Выделить виды и этапы формирования учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности
- Проанализировать методы формирования учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности
- Оценить готовность младших школьников к учебному сотрудничеству путём проведения диагностики их умений.
- Разработать систему методической работы для учителя по организации учебного сотрудничества у младших школьников.
- Проверить повышение уровня умений учебного сотрудничества у младших школьников путём повторной диагностики.
Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования, включая теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, составление библиографии и реферирование.
Методологической основой данного исследования послужили работы И. А. Зимней, Г. А. Цукерман, А. А. Ивина, Я. Л. Коломинского, изучавших проблемы учебного сотрудничества.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут использоваться студентами, проходящими педагогическую практику в школе, а также учителями начальных классов.
База исследования: МАОУ «СОШ №70», г.Н.Новгорода, 3 «А» класс, выборка исследования составила – 22 ученика.