Введение
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Понятие учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности
- Виды и этапы формирования учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности
- Методы формирования учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика учебного сотрудничества младших школьников
2.2 Реализация условий учебного сотрудничества младших школьников
2.3 Анализ работы по организации учебного сотрудничества младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы. Тема "Формирование учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности" очень актуальна и важна в современном обществе. Она отображает необходимость развития социальных и коммуникативных навыков у детей, которые позволяют им успешно функционировать в современном мире и взаимодействовать с окружающей средой. Учебное сотрудничество является важной составляющей этого процесса, так как оно способствует развитию навыков коммуникации, взаимодействия, стратегического планирования и решения проблем. Важно уделять должное внимание формированию учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности, чтобы обеспечить им успешное будущее в обществе.
Проблема формирования учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности становится особенно актуальной в современных условиях, где отмечается необходимость развития социальных навыков и коммуникативной компетентности. В новых федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается важность умений работать в команде, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать конфликты и находить решения в спорных ситуациях. На этапе обучения также отмечается значимость практического освоения навыков коммуникации для формирования коммуникативной компетентности, включая установление контактов с другими людьми, адекватный выбор стратегий коммуникации и учет позиции других людей.
Исследования, проводимые И. А. Зимней, В. В. Давыдовой, Г. А. Цукерманом и др. - указывают на то, что эффективность обучения зависит от того, насколько степень включения ребенка в деятельность основана на его субъектной позиции. Иными словами, чем больше уровень его активности и чем более интересной и понятной является для него деятельность, тем более высоким будет результативность. Для достижения этой цели на уроках в начальной школе необходимо организовывать сотрудничество между младшими школьниками.
Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке условий эффективности организации учебного сотрудничества младших школьников на уроках в начальной школе.
Объект исследования: учебное сотрудничество младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия организации учебного сотрудничества младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности
2. Выделить виды и этапы формирования учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности
3. Проанализировать методы формирования учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности
4. Оценить готовность младших школьников к учебному сотрудничеству путём проведения диагностики их умений.
5. Разработать систему методической работы для учителя по организации учебного сотрудничества у младших школьников.
6. Проверить повышение уровня умений учебного сотрудничества у младших школьников путём повторной диагностики.
Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования, включая теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, составление библиографии и реферирование.
Методологической основой данного исследования послужили работы И. А. Зимней, Г. А. Цукерман, А. А. Ивина, Я. Л. Коломинского, изучавших проблемы учебного сотрудничества.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут использоваться студентами, проходящими педагогическую практику в школе, а также учителями начальных классов.
База исследования: МАОУ «СОШ №70», г.Н.Новгорода, 3 «А» класс, выборка исследования составила – 22 ученика.
|
|
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие учебного сотрудничества у младших школьников в учебной деятельности
Педагогические эксперты, включая Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова и В.Ф. Шаталов, определяют сотрудничество в учебной деятельности как коллективное творчество и свободный выбор, который поддерживается учителем и товарищами, а также как духовное объединение и взаимное доверительное общение между учениками. Это способствует развитию "социально-зависимой самостоятельности" и делает учебное сотрудничество мощным ресурсом в обучении, воспитании и развитии личности детей. [5]
Понятие "учебное сотрудничество" имеет много синонимов, таких как "групповая работа", "совместная учебная деятельность", "совместно-распределенная учебная деятельность", "коллективно-распределенная учебная деятельность" и т.д. И.А. Зимняя определяет учебное сотрудничество как многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и между учителем и группой. Она считает, что сотрудничество, как совместная деятельность и организационная система взаимодействующих субъектов, имеет следующие характеристики:
-наличие одной цели;
- пространственное и временное соприсутствие;
- организацию и управление деятельностью;
-разделение функций, действий и операций;
- наличие позитивных межличностных отношений.
Определение В.Я. Ляудиса также описывает учебное сотрудничество как совместную учебную деятельность, которая включает в себя акты обмена действиями, операциями, вербальными и невербальными сигналами в процессе освоения учебной деятельности.
Доктор психологических наук Галина Анатольевна Цукерман разработала теорию о проблемах психологии учебного сотрудничества, которая гласит[10]: «Учебное сотрудничество начинается там, где складывающиеся приемы взаимодействия обслуживают решение учебных задач».
По ее мнению, учебное сотрудничество обладает двумя ключевыми характеристиками: «Относительная независимость от взрослого (организационные, контрольные и оценочные функции берет на себя группа);
Обращенность детей не только и не столько на результат, сколько на способ своих действий и действий партнеров (децентрированный характер совместных действий, действия за другого участника).»
Выделяются следующие позитивные моменты совместной учебной деятельности обучающихся:
-ученики лучше понимают учебный материал и способны усвоить его в большем объеме;
- растет их активность и творческая самостоятельность;
- позволяет сократить время, затрачиваемое на формирование базовых знаний и умений, и уменьшить проблемы, связанные с дисциплиной и понижением мотивации;
- занятия приносят ученикам удовольствие и создают более комфортные условия в школе;
- повышается сплоченность между учениками, возрастает взаимное уважение и уверенность в себе, что помогает адекватно оценивать свои и чужие возможности.
Коллективная работа учащихся влияет не только на каждого из них, но и на их работу в целом. В процессе обучения коллективное сотрудничество представляет собой особую учебную ситуацию, которая удовлетворяет требованиям общности цели, индивидуальных действий каждого участника и взаимодействия всей группы, и это не просто складывание результатов отдельных действий, а получение общего результата.
Взаимодействие с учителем является формой учебного сотрудничества, которое помогает учащимся развивать умения анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения при получении новых знаний. Для того, чтобы ученик мог определить границы своих знаний и возможностей, необходимо развивать его способность понимать, что он знает и умеет, а также то, чего не знает или не умеет.
Это соответствует принципам системно-деятельностного подхода и благоприятствует развитию универсальных учебных действий у младших школьников, что позволяет достичь не только учебных, но и личностных и метапредметных результатов в процессе обучения