Введение
1. Теоретические основы изучения формирования и представления образа врага в средствах массовой информации
1.1. Сущность понятия «образ врага»
1.2. Формирование «образа врага» в политическом дискурсе
2. Анализ формирования и представления «образа врага» в средствах массовой информации
2.1. Технологии формирования «образа врага» в политической борьбе
2.2. Языковые особенности создания «образа врага» в СМИ
Заключение
Список литературы
Современное геополитическое и информационное пространство определяет особенности взаимодействия народов и государств. Образы, формируемые в общественном сознании через каналы трансляции информации, формируют представления людей о себе и о других, о своей и чужой истории, о «правильности» и «не правильности» событий. Но даже в данное время, когда коммуникативные связи максимально расширены и отсутствуют реальные преграды в получении информации через сеть интернет или в реальном взаимодействии, сохраняется возможность целенаправленной номинации и формирования образов тех или иных объектов.
Сегодня политическое манипулирование массами, массовое политическое сознание и массовое политическое поведение являются не только широко распространенным явлением, но и становятся повседневной политической практикой. Изучение этого является актуальной теоретической и практической задачей. Актуальность этой темы определяется, прежде всего, тем фактом, что, если люди становятся жертвами межличностных манипуляций, огромные массы людей становятся жертвами политических манипуляций. Особенно актуальным является изучение методов политических манипуляций. Один из них можно обозначить как способ создания «образа врага». Отрицательный образ или «использование контрастного эффекта» имеет истоки национальных культурных и исторических стереотипов, и поэтому их легче воспринимают разные группы населения. В настоящее время это выигрышный метод захвата политического сознания людей. Многие средства массовой информации используют этот метод в своих технологиях, это также происходит в предвыборных гонке и борьбе за власть.
Цель работы – изучить образ врага в средствах массовой информации.
Объект исследования – презентация образ врага в средствах массовой информации.
Предмет исследования – средства, формируемые образ врага в средствах массовой информации.
Задачи:
- изучить сущность понятия «образ врага»;
- рассмотреть формирование «образа врага» в политическом дискурсе;
- проанализировать технологии формирования «образа врага» в политической борьбе;
- охарактеризовать языковые особенности создания «образа врага» в СМИ.
В процессе написания работы были использованы следующие методы: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; выявление языковых особенностей; лингвистический анализ.
1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 384 с.
2. Безчастная М. Пентагон: пора устроить России и Китаю «настоящую взбучку» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svpressa.ru/war21/article/158079/
3. Горшков А.А. Образ врага. Негативные эффекты для социального конструирования // Мир науки. – 2017. – Т. 5. – № 4. – С. 43.
4. Дугин А. Оси дружбы и оси вражды // Вестник аналитики. – 2006. – № 2. – С. 165-177.
5. Ениколопов С. Н., Садовская А. В. Враждебность и проблема здоровья человека // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. – 2000. – № 7. – С. 59-64.
6. Ефимова М.В. Создание «образа врага» как один из способов политического манипулирования // Сибирский научный вестник. – 2015. – № 4. – С. 180-183.
7. «Запрещенные боеприпасы в Сирии не используем»: полный текст интервью Сергея Лаврова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/features-37524819
8. Иванов А. Кремлю угрожают Гаагой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svpressa.ru/politic/article/158229/
9. Кашин О. Америка России враг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svpressa.ru/politic/article/117373/
10. Козырев Г. И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-01/kozyrev.pdf
11. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 448 с.
12. Корзинкина С. Лавров рассказал, как изменились отношения России и США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://izvestia.ru/news/637168
13. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. – М.: Высшая школа, 1982. – 215 с.
14. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 509 с.
15. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983. – С. 251-261.
16. Лугуева Р.Г. Языковые особенности создания образа врага в российских и западных СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 2-2 (68). – С. 151-155.
17. Малюга Е. Н. Экспрессивность вопросительных предложений в литературном произведении (на материале Сэлинджера «Над пропастью во ржи») // Язык, сознание, коммуникация. – М: МАКС Пресс, 2001. – Вып. 15. – С. 20-22.
18. Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=106
19. Петров И. Минобороны РФ ответило британскому министру обороны // Российская газета. 2016. 10 октября. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2016/10/10/v-minoborony-rf-otvetili-na-obvineniia-britanskogo-ministra-oborony.html
20. Петров И. Минобороны РФ предупредило Вашингтон о возможностях средств ПВО в Сирии // Российская газета. 2016. 6 октября [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2016/10/06/reg-cfo/minoborony-rf-predupredilo-vashington-o-vozmozhnostiah-sredstv-pvo-v-sirii.html
21. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. – 1984. – №4. – С. 13-20.
22. Политология. Энциклопедический словарь / редкол.: Ю. И. Аверьянов, А. П. Афанасьев, В. С. Глаголев, И. И. Кравченко, Б. Ш. Надиров, И. Н. Пузин. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. – 431 с.
23. Полунин А. Враг у ворот [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svpressa.ru/society/article/78143/
24. Путин В.В. Выступление на заседании военно-промышленной комиссии. 25.04.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/54368/
25. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология – 1981. – №3. – С. 25.
26. Томбу Д.В. Образ врага как инструмент «мягкой силы» // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 6-1 (60). – С. 77-79.
27. Томбу Д.В. Политический язык общества потребления // Власть. – 2015. – №5 (май). – С. 41-44.
28. Фатеев А. В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/290918/
29. Хоруженко В.А. Формирование мифологизированного образа врага в политической публицистике и пропаганде // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2010. – № 2. – С. 223-227.