Курсовая работа|Логопедия

Дислалия, как нарушение фонетико-фонематической стороны речи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 31

ВВЕДЕНИЕ

  1. НОРМАТИВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

1.1 Фонетические особенности русского языка

1.2. Нормативные закономерности формирования произносительных норм и фонематических процессов в онтогенезе

2 НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ДИСЛАЛИИ

2.1 Дислалия: история изучения, этиология, симптоматика, классификации  

2.2 Виды нарушений звукопроизношения и фонематических процессов при дислалии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Речь для самовыражения играет очень важную роль – она служит основным средством общения между людьми. Ребенок с хорошим развитием речи легко вступает в общение друг с другом. Он может четко выразить свои мысли и желания. С другой стороны, недоразвитие речи ребенка затрудняет их отношения и взаимодействие со сверстниками и взрослыми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому очень важно, чтобы дети как можно быстрее овладели родной речью, говорили выразительно и правильно. Сформированная речь является одним из показателей готовности ребенка к школе, залогом успеха в овладении чтением и письмом. Системе обучения воспитания детей с нарушениями речи большое внимание уделяли: Г.А Каше, Т.Б Филичева, Г.В Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко.

В наше время часто встречаются нарушения фонетической и фонематической сторон речи, препятствующие успешному формированию навыков чтения и письма, приводящие к трудностям в обучении детей в школе [5].

Одно из нарушения фонетической и фонематической стороны речи является дислалия. Это проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки звукопроизношения, очень затрудняют взаимоотношения с окружающими, а это и будет иметь негативное последствие для его речевого и психологического развития. В последние годы нарушение детей с дислалией очень много, это и послужило изучение данной темы.

Цель исследования: Исследования проблемы фонематического строя речи у детей с дислалией.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи.

Задачи исследования:

  1. изучить фонетические особенности русского языка
  2. изучить аспекты становления фонематического восприятия;
  3. изучить особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с дислалией;
  4. изучить историю, этиологию, симптоматику и классификацию дислалии.
  5. изучить виды нарушений звукопроизношения и фонематических процессов при дислалии.

Методы исследования: теоретический анализ методической литературы по теме исследования; обобщение и систематизация материала. Методологической основой выполнения курсовой работы послужили отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблеме исследования: - по изучению особенностей речи у детей с дислалией (Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Л.Г. Парамонова, Ф.Ф. Рау, Е.Ф. Рау, Э.Я. Сизова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, Н.Х. Швачкин и др.).

Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у детей с  дислалией является актуальной на сегодняшний день, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию.

Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель, задачи и методы исследования, сформулирована значимость работы.

Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель, задачи и методы исследования, сформулирована значимость работы.

В первой главе раскрыты фонетические особенности русского языка, нормативные закономерности формирования звукопроизношения.

Во второй главе раскрыты теоретический аспект изучения дислалии, выявлены виды нарушений звукопроизношения и фонематических процессов при дислалии.

Заключение содержит выводы исследования проблемы.  Текст курсовой работы включает 30 страниц. Список литературы содержит 15 использованных источников.

 

1. НОРМАТИВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

1.1 Фонетические особенности русского языка

На сегодняшний день фонетика является самостоятельной лингвистической дисциплиной, имеющей собственный предмет изучения и задачи. Фонетика - наука о звуках речи, являющихся элементами звуковой системы языка, это раздел языкознания, изучающий звуки в потоке речи, их сочетаемость и их позиционные изменения. Звуковая сторона - необходимая форма существования слов, материальное выражение, без которого невозможно существование языка [7]. 

Звуковой строй языка - особый ярус в структуре языка, а поэтому фонетика - самостоятельный раздел языкознания, который имеет свой особый предмет и задачи. В соответствии со структурой звуковой стороны языка фонетика изучает звуки, слоги, различные типы ударения (т.е. акцентуацию) и интонацию. Звуковая сторона - сочетание линейных и нелинейных единиц. Звуки, слоги являются линейными единицами, а акцентуация и интонация являются нелинейными единицами, которые наслаиваются на линейные [8].

Фонетика решает следующие задачи:

- установление звукового состава языка в определённый период его развития и становления;

- изучение данного языка в статическом состоянии или изучение его эволюции и развития звуковой стороны в течение ряда эпох истории этого языка;

- определение последовательных изменений речевых звуков и выяснение причин данных изменений;

- изучение фонетических явлений языка по сравнению с фонетическими явлениями родственных языков;

- исследование звуковых структур двух и более языков для того, чтобы найти их общие и индивидуальные черты.

Занимаемое фонетикой место в ряду других разделов языкознания было и остаётся дискуссионным вопросом. Некоторые учёные даже склоняются к мнению, что она и вовсе не является лингвистической дисциплиной, а имеет большее отношение к физиологии, психологии, акустике и прочим естественным наукам [2].

Звучащая речь является не только акустическим явлением, но и комплексом акустических сигналов, целенаправленно производимых артикуляционными органами человека и предназначенные в первую очередь для слухового восприятия.

Во- вторых, многие учёные-лингвисты не различают на письме  буквы е и ё, хотя звуки они дают разные: е [е] и ё [йо]. Произношение при прочтении у русского человека в данном случае происходит на подсознательном уровне, так как каких — то определенных закономерностей употребления буквы ё не существует в русском языке [6 c.57].

Три буквы русского алфавита — й, ь, ъ — принципиально считаются вспомогательными. Сами по себе они не несут никакого звука, а служат лишь для определения каких-либо свойств рядом стоящих звуков. Как правило, обозначение буквы й на письме ограничивает долгие гласные в конечной позиции цельнозвучных фонем, которые образуют один единственный слог в слове (например, в словах рай, май). В многосложных однокоренных словах буква й также сохраняется на письме (майский, райский). Обозначение на письме буквы ъ применяется в случаях разделения морфем в слове перед мягкими гласными я, е, ю, ё, как например, в словах двухъярусный, субъект, адъютант, съёмка. Перед твёрдыми гласными же (э, у, а)  ъ не употребляется (сэкономить, сузить, безаварийный), но при произношении морфемы так же частично произносятся с неким разделением внутри слова. Буква ь так же несёт в себе грамматическую функцию: мягкий знак всегда ставится в конце существительного, оканчивающегося на шипящую, тем самым определяя женский род (сушь, плешь). Так же ь всегда прописывается в формах глагола 2 л. ед.ч., в конечной позиции добавляет мягкость предыдущего согласного (тень, мель).

Русский вокализм характеризуется наличием всего 6 гласных, которые могут занимать в слове как ударную, так и безударную позицию. Это гласные [а, и, у, е, о, ы].  Все гласные является звуками среднего подъёма, и лишь звук [ы] выделяется среди остальных, так как образуется путём подъёма задней части спинки языка, то есть является заднеязычным [9 c.54].

В зависимости от позиции в слове, гласные звуки артикулируются то сильно, то слабо, а порой и просто выпадают. Как правило, это явление происходит в повседневной речи. Однако, это явление не существенно влияет на семантическую сторону слова в обычном потоке речи. В случаях же, когда необходима чёткая дикция и более официальный стиль, к этому аспекту речи уделяют большее внимание.

Таким образом, русский язык характеризуется относительно простой системой вокализма, характеристика гласных некомплексная.  По-другому дело обстоит с согласными: кроме основных признаков, присущих согласным во многих языках, таких, как способ образования в полости, глухость-звонкость, шумность — сонорность, русским согласным звукам, как уже было упомянуто выше, присуща характеристика твёрдости-мягкости, и, как следствие, характерная артикуляция спинки языка при произнесении этих звуков. С помощью таких характеристик, как глухость — звонкость, палатализация или же веляризация образуются аллофоны, или разновидности одной и той же фонемы [6 c.44].

Другой отличительной особенностью фонетики русского языка является постановка ударения.

Практически в каждом языке можно выявить определённые статистические свойства. Так, русский язык характеризуется довольно резкими статистическими контрастами: реже употребляются мягкие согласные по сравнению с твёрдыми, частичная или полная редукция звуков в безударной позиции. Так же присутствует своеобразный вокалический портрет речи, определяемый правилами употребления гласных в ударных и безударных слогах (так называемое ыканье, иканье или аканье в определенной позиции). Однако, для каждого свойства можно наблюдать и исключения [8].

В русском языке позиционные изменения звуков выражены довольно ярко.  Более характерны такие процессы, как ассимиляция, редукция, оглушение и чередование фонем. Ассимиляция проявляется практически во всех сочетаниях звуков, бывает прогрессивной, регрессивной, а также взаимной. Таким образом, все рядом стоящие звуки имеют свойство уподобляться друг другу или, по крайней мере влиять на качество того или иного звука. Редукция, или снижение качественных характеристик звуков, также происходит в беглой речи, хотя в различной позиции она проявляется не в одинаковой степени [10].

Так же можно отметить, что большая часть грамматической нагрузки слова приходится на конечные слоги, а в русском языке присутствует некая тенденция к более вялой артикуляции именно этих важных для понимания частей слова. Особенно это неблагоприятно, когда ударение находится в начальной позиции слова. Тем самым, конечная часть артикулируется не так отчетливо, как начальная. Порой это затрудняет понимание всего смысла произносимого.  Данное явление вызывает большее количество вопросов у лингвистов и у тех, кто только начинает изучать язык. Люди, хорошо владеющие русским языком, не в значительной степени обращают внимание на эту тенденцию.

Позиционные изменения с согласными происходят в нескольких случаях. Так, например, если в конце слова стоит шумный согласный звук, то стоящий перед ним звонкий звук уподобляется и также становится глухим. Примером может послужить пара слов просит — просьба. Ещё одно позиционное изменение с твёрдым согласным происходит перед гласным э, перед которым, как правило, всегда употребляются мягкие согласные (прим. рука — руке).  [14].

  1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 110 с.
  2. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей [Текст] / Т. В. Александрова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017. – 364 с.
  3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
  4. Борозинец Н.М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь, 2008. - 224 с.
  5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПб. Изд. «Детство-Пресс», 2008. - 144 с.
  6. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М: ВЛАДОС, 2011. - 285 с.
  7. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений/под ред. Л. С. Волковой. —5-еизд., перераб. и доп. — М . : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.-361 с.
  8. Логопедия: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 680 с.
  9. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под общей ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002. - 240 с.
  10. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. - СПБ: Пи-тер, 2004. - С. 80-81.
  11. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница. - Мн.: Аверсэв, 2006. - 103 с.
  12. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия / Т.А. Ткаченко. - М.: Мир книги, 2010. - 248 с.
  13. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Под ред. Т.Б. Филичевой. М.: Гном и Д, 2001. – 511 с.
  14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец № 03.08 «Дошк. воспитание» –– М.: Просвещение, 1989.-610 с.
  15. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие. В 2-х т.т. Т.1 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.- 451 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское