Введение
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Развитие фонематических процессов в онтогенезе
1.2. Особенности фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Анализ методических рекомендаций по выявлению нарушений фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованных источников.
Актуальность исследования. Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на всей его деятельности, поведении, самооценке и восприятии себя. Дефекты речи ведут к речевому негативизму, неуверенности в себе, замкнутости, мнительности и обидчивости, оборонительно-агрессивному стилю поведения. Помочь ребенку преодолеть трудности в формировании произносительной стороны речи и психологические трудности возможно при совместной целенаправленной работе логопедов, воспитателей и родителей.
Актуальность темы исследования подтверждается тем, что на сегодняшний день нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. По данным, приведенным академиком РАО А.Г. Хрипковой, с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет лишь 14% детей от общей детской популяции в стране практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 – 40% – хронические заболевания. Это означает, что более 80% детей имеют фактор риска по развитию речевых нарушений. Как отмечает в своих исследованиях Е.Ф. Архипова более 40 % из всех речевых нарушений составляют, нарушения звукопроизношения, выявленные в дошкольном возрасте [3, с. 9].
Многие исследования детей в детских садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Если сравнивать эти данные со статистикой 1990-х годов, то сегодня показатели выросли на 20-30% [2, с. 6]. Причиной этого роста речевых нарушений являются не только социальное неблагополучие нашего общества и физические отклонения у ребенка, но и невнимание родителей к правильности, четкости и ясности собственной речи. Среди наиболее распространенных нарушений отмечаются: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и стертая дизартрия.
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи, которое характеризуется различными сложными речевыми расстройствами, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой и смысловой стороны. При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Тщательное логопедическое обследование многими авторами детей с ОНР выявляют у них ряд специфических нарушений (нарушения двигательной сферы, пространственного гнозиса, фонетической стороны речи (в частности, просодических характеристик речи), фонации, дыхания и другие), что позволяет сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР и возможностей ее своевременной диагностики и коррекции.
Объект исследования: фонематические процессы у детей дошкольного Предмет исследования: нарушения фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР;
Цель исследования: определение особенностей фонематических нарушений у детей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и анализ методических рекомендаций по их выявлению.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение научно-методической литературы по вопросам изучения фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР;
2. Анализ методик по выявлению нарушений фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Вопросы, касающиеся проявления нарушений произношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР рассматриваются в работах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой, К.А. Семеновой, Р.И. Лалаевой, О.А. Токаревой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой и др.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.
2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова – СПб.: Издательство «Лань», 2009. – 112 с.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. /Е.Ф. Арихипова. – М.: АСТ, 2008. – 264 с.
4. Бабушкина Р.Л. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова; под ред. Г.А. Волковой. – СПб: КАРО, 2015. – 216 с.
5. Власенко И.Т Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. / И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина – М., 2000.
6. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. и др. Логопедия Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2013
7. Волкова Л.С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. – М.: Гуманитарный изд. ценр ВЛАДОС, 2004. – С. 513 – 524.
8. Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 2009. – 322 с.
9. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 158 с.
10. Генинг М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001. – 132 с.
11. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000
12. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности. /Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – М.: Учебняа литература, 1997. – 432 с.
13. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, – 2008. - 112 с.
14. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011 - 170 с.
15. Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. /Л.Н. Ефименко. – М.: Просвещение, 2001. – 116 с.
16. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРТ-ЛТД, 2008. – 214 с.
17. Козловская Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-методическое пособие. /Г.Ю. Козловская. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 88 с.
18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. /Р.И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 164 с.
19. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. М.: 2006. – 480 с.
20. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 316 с.
21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
23. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
24. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
25. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с.
27. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
28. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 стр.
29. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с.
30. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
31. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. // Дефектология. – № 4 – 1998. – С. 72-79.
32. Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МГОПИ, 2003. – 72 с.
33. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2009. – 239 с.
34. Шаховская С.Н. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / С.Н. Шаховская, В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. – 144 с.
35. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
36. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2008. – 64 с.
37. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
38. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.