Введение
Глава 1 Современные аспекты развития произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня с использованием приемов логоритмики
1.1. Произносительная сторона речи как объект психолого-педагогических и лингвистических исследований
1.2. Особенности развития произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
1.3. Научно-методические рекомендации по развитию произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2 Экспериментальное исследование сформированности произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Диагностика сформированности произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
2.2. Рекомендации по применению приемов логоритмики в развитии произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Заключение
Список литературы
Приложение
Изучение особенностей произносительной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является весьма актуальным вопросом в логопедии, так как именно состояние звукопроизношения и фонематических процессов является одним из факторов, оказывающих непосредственное влияние на возникновение социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности.
Проблема произносительной стороны речи наиболее подробно описана такими специалистами в области логопедии, как Е. Ф. Архипова, И.Ю. Левченко, В. А. Киселева, И. И. Панченко, Л. М. Шипицына и др. Как показали исследования данных авторов, из-за возникающих артикуляционных нарушений затруднено формирование кинестезий, необходимых для формирования правильного звукопроизношения, а это, в свою очередь, приводит к недоразвитию фонематических процессов. Это негативно влияет на развитие ребенка, в частности на его нервно-психическую деятельность уже в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации, так как данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие всех сторон речи, а, следовательно, снижают эффективность процесса школьного обучения детей в целом, вызывая специфические ошибки чтения и письма различного характера.
Цель исследования – выявить формы логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня с использованием приемов логоритмики.
Объект исследования – произносительная сторона речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – логопедическая работа по формированию произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня посредством логоритмики.
Задачи:
1. Изучить особенности развития произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Изучить научно-методические рекомендации по развитию произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
3. Провести диагностику, направленную на изучение сформированности произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Разработать рекомендации по применению приемов логоритмики в развитии произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова.– М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
2. Бабушкина Р.Л, Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 109 с.
3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Эмоционально-коммуникативный тренинг в структуре занятий по логопедической ритмике в системе коррекции общего недоразвития речи // Специальное образование Материалы IХ Международной научной конференции / под ред. В.Н. Скворцова. – СПб., 2013. – С. 17-20.
4. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 88. – С. 42-46.
5. Белякова Е.В., Дрень О.Е. Возрастные особенности самовыражения детей в условиях логоритмики, музыки и ритмики // Педагогическое образование в России. – 2009. – № 1. – С. 11-21.
6. Власенкова Е.В. Логоритмика как форма оздоровительной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста // Научный поиск. – 2012. – № 2.1. – С. 48.
7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 471 с.
10. Гоголева Л.А. Логоритмика в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 107 с.
11. Демакова И.Г. Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – № 2. – С. 212-216.
12. Иванова Н.Н., Кардашевская Т.И. Логоритмика как средство по преодолению речевого недоразвития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – № 22. – С. 24-26.
13. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. – М.: Школьная пресса, 2007. – 48 с.
14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2001. – 224 с.
15. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи: характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии // под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – С. 67-166.
16. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
17. Овчинникова Т.С. Музыка, движение и воспитание / Т.С. Овчинникова, А.А. Симкина. – СПб.: КАРО, 2011. – 88 с.
18. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2001. – 256 с.
19. Психолингвистика: учебник для вузов / И.В. Королева – М.: Пер Сэ, 2006. – 416 с.
20. Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей. – СПб.: КАРО, 2005. – 128 с.
21. Савкина Е.В. Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития речи у детей // Вестник Коми государственного педагогического института. – 2011. – № 9. – С. 106-110.
22. Стародубова Т.А., Фадькина Т.Н., Лапина О.Н. Значение звуковой культуры речи в формировании полноценной личности // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева. – 2014. – № 1 (21). – С. 70-74.
23. Уфимцева Н.В. Психолингвистика в XXI веке // Язык и сознание: психолингвистические аспекты/под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. – М.: Калуга: Эйдос, 2009. – С. 21-32.
24. Филатова Ю.О. Влияние ритмических процессов на развитие речеязыковой функции // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии / под ред. В.Н. Скворцова. – СПб., 2008. – С. 445-448.
25. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием: учеб. метод. пособие / под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Нац. кн. центр, 2011. – 196 с.
26. Филатова Ю.О. Полимодальная оценка чувства ритма у детей с заиканием // Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии: сб. науч. тр. – М.; Белгород, 2007. – С. 89.
27. Филатова Ю.О. Психолого-педагогические основы логопедической ритмики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. – № 1. – С. 99-111
28. Цыбулева Ю.В., Данченко И.А. Социализация детей с проблемами здоровья посредством логоритмики // Вестник ТОГИРРО. – 2013. – № 2. – С. 181-182.
29. Шаньгина Н.П. Коррекция речи посредство логоритмики // Фен-наука. – 2013. – № 3 (18). – С. 22-26.
30. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М: Академия, 2005. – 192 с.