ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ КИЗУЧЕНИЮ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННО–ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
1.1. Теоретические аспекты понятия "мотивация" в современном образовательном процессе
1.2. Психолого–педагогические особенности детей среднего школьного возраста
1.3. Средства, приемы и методы повышения учебной мотивации при изучении французского языка
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННО–ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
2.1. Понятие и сущность электронно–образовательных ресурсов
2.2 Обзор электронно–образовательных ресурсов для обучения французскому языку
2.3. Модели уроков на основе использования электронно–образовательных ресурсов нового поколения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Французский язык в настоящее время приобрел статус международного языка. Он стал неотъемлемой частью современной культуры, экономики, политики, спорта, образования, искусства, туризма, науки. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Были сформулированы Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), используемые учителями, направленные на расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой.
Однако на практике учителя сталкиваются с тем, что с каждым годом дети всё равнодушнее относятся к учёбе. А, как известно, знания, которые были получены без интереса, не возымеют никакого эффекта. Сформировать потребность и способность к самостоятельному изучению языка, к непрерывному образованию и самообразованию – одна из стратегических задач учителя. Ее решение невозможно без формирования у каждого обучающегося стойкой учебной мотивации, постоянного стремления углубляться в область познания. Проблема формирования и повышения мотивации к учёбе, в целом, и при изучении иностранного языка, в частности, всегда была и остаётся одной из важнейших задач дидактики. Все вышеизложенное обусловило актуальность данной работы по изучению влияния электронно–образовательных ресурсов (ЭОР) на возможность повышения мотивации учащихся ресурсов на среднем этапе.
Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все– таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – какие электронно–образовательныересурсы (ЭОР) использовать, чтобы вызвать устойчивый познавательный интерес к изучению языка.
Целью работы является исследование возможностей эффективного использования современных электронно–образовательных ресурсов на уроках французского языка для повышения мотивации учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретическую, методическую литературу по данной тематике;
- рассмотреть способы и методы применения современных электронно – образовательных ресурсов на уроках французского языка;
- провести анализ электронно – образовательных ресурсов, рекомендуемых к использованию преподавателями при подготовке и проведении уроков французского языка;
- выявить значение и возможности использования электронно–
образовательных ресурсов для повышения мотивации учащихся.
Объект исследования – мотивация обучающихся к изучению французского языка.
Предметом исследования являются электронно–образовательные ресурсы, используемые в процессе обучения французскому языку.
Методы исследования: анализ, синтез,наблюдение, моделирование, теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что её материалы возможно применять на практике,а результаты могут быть использованы как самостоятельно учителями иностранных языков, методистами, так и в качестве базы для дальнейших исследований в данном направлении.
В соответствии с поставленной целью и задачами выстраивается структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ КИЗУЧЕНИЮ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННО–ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
1.1. Теоретические аспекты понятия "мотивация" в современном образовательном процессе
Главной целью обучения языкам в школе является совершенствование коммуникативной компетенции, личностное развитие ученика, который будет способен, и который захочет участвовать в межкультурном общении на иностранном языке. Однако достижение этих целей зависит как от учителя, так и от интереса школьника, его мотивации. И именно мотивация побуждает к какому– либо действию, формирует средства и приемы для достижения целей.
Несомненно, мотивация занимает одну из главенствующих ролей в процессе обучения иностранным языкам в школе. В большинстве случаев именно ученики с повышенным познавательным интересом достигают хороших успехов в изучении предмета, нежели те, у которых ослаблена или же вовсе отсутствует мотивация.
Когда школьники только начинают изучать иностранный язык, им, чаще всего, интересен данный предмет. Но уже через некоторое время интерес значительно ослабевает, а через пару лет у 86 % учащихся он совсем пропадает. Причина всему этому заключается в следующем: учение – это познание, но обязать человека познать что– либо нельзя, ему можно лишь привить интерес. Поэтому проблема формирования и повышения мотивации к учению – основная на всех этапах обучения иностранным языкам [5, с. 39].
В одном из своих трудов Л.С. Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтённых детских интересах» [8, с. 432].
Особенно важно сохранение познавательной мотивации у учащихся среднего звена. Переход из начальных классов к основной школе сопровождается диссонансом, ломкой привычных представлений о жизни. Возникают различные противоречия и конфликты в различных сферах жизнедеятельности школьника, которые находят отражение, в целом, во всем учебном процессе. И поэтому организацию мотивации учебной деятельности необходимо направлять в большей степени на успех и самостоятельное преодоление трудностей.
Для оптимальной организации учебного процесса важно, в первую очередь, глубокое знание мотивов учения школьника, и во– вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими.
По словам И.А.Зимней, «мотив – это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего.» [11, с. 384].
В области обучения ИЯ психологические вопросы мотивации решаются в работах И.А. Зимней, А.А.Леонтьева, и др.
Опираясь на указанные выше работы, мы будем понимать под мотивацией систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение ИЯ, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности.
В своих исследованиях Л.С.Выготский отмечал, что вопрос соотношения интересов и влечений является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено, эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения. В своём педагогическом законе он призывал всех учителей , в первую очередь, заинтересовать ребёнка своей деятельностью, позаботиться о его готовности заниматься предметом, в том числе и самостоятельно. И тогда преподавателю останется только лишь руководить и направлять его деятельность [7, с. 496].
Изучая разнообразие побудительных сил в учении и способы их регуляции, психологи установили многогранность мотивационной сферы человека. Мотивация бывает внешняя и внутренняя[4, с. 35– 39].
Внешняя мотивация создается за счет мнения родителей и учителей, которые могут, как наказывать, так и поощрять ребенка за учёбу. Также социальные мотивы, которые определяются общественными нуждами, могут иметь огромное влияние на учащихся.
Внешняя мотивация проявляется в двух видах:
- широкаясоциальная
- узколичная
Широкая социальная мотивация определяется очень остро ощущаемым чувством гражданского долга перед своей страной, перед близкими людьми. Она связана с представлениями об обучении как пути к освоению чего– то значимого, позволяющему сделать людям что– то полезное. В данном случае учебная деятельность представляется как средство к осуществлению своего назначения в жизни [28, с. 115].Так, для учащихся основанием для овладения иностранным языком может стать перспектива участия в различных молодёжных форумах, или же становление международным волонтёром.
Узколичная мотивация определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самореализации в обществе, а иногда и как путь к собственному благосостоянию. К примеру: «Хочу быть переводчиком: это сейчас престижная профессия»; «Моя мечта работать в представительстве какой– либо иностранной фирмы, это сделает меня влиятельным человеком».
На мотивационную сферу человека может повлиять и характер деятельности как таковой. Это, так называемая, внутренняя мотивация. Её часто называют процессуальной мотивацией. Она является близкой и актуальной. Вообще, весь учебный процесс должен быть сформирован так, чтобы учащиеся в своей деятельности испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета "иностранный язык". Внутренняя мотивация исходит от самого ученика. Ему должно быть интересно получение знаний.
Интерес к процессу обучения поИЯ, держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету учитель должен развивать у учащихся внутренние мотивы