Введение
- Содержательно-методическая характеристика начального курса математики по программе «Школа России»
- Особенности методики формирования временных представлений у младших школьников в начальном курсе математики по программе «Школа России»
- Обучение младших школьников работе с часами и календарем
Заключение
Библиографический список использованных источников и литературы
Содержание организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе направлено на обеспечение способности младшего школьника к усвоению универсальных знаний, умений и навыков, которые пригодятся ему в повседневной жизни. Успешность усвоения знаний, умений и навыков невозможна без учета сложившихся временных представлений учащихся, поскольку именно эти представления определяют успеваемость школьников в учебной деятельности (при овладении письмом, цифрой, решении математических задач) и повседневной жизни.
Представление о времени и его измерении можно отнести к одним из самых важных и сложных знаний и умений, которые усваивают учащиеся в начальной школе. На сегодняшний день перед учителем стоит задача в подборе методических подходов, которые помогли бы сформировать представление о времени и единицах его измерении на уроках математики.
Формированию представлений о времени у детей посвящены исследования, как педагогов, так и психологов. Сущность понятия «величины» раскрыта в работах А.В. Белошистой, В.Л. Дрозд, Б.С. Каплан и др. Методические приемы обучения младших школьников величинам определены в научных трудах М.И. Моро, М.В. Овчинниковой и др. Н.Н. Паболкова раскрывает проблему формирования логического мышления младших школьников при изучении времени и единиц его измерения. С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева среди прочих величин раскрывает схематично вопросы обучения младших школьников формированию представлений о единицах измерения времени и выполнения действий с ними. Проблема формирования представлений о времени и единицах его измерения на уроках математики в начальной школе проанализирована такими учеными, как В.А. Далингер, О.О. Еремеева, А.О. Крамаренко и др.
Необходимость изучения материала о величинах, а конкретно представлений о единицах времени, в курсе математики начальной школы не представляется спорной. В то же время необходимо учитывать, как отмечает Б.С. Каплан, что формирование представлений о единицах измерения времени очень трудны для младших школьников [13, с. 22].
Цель курсовой работы – исследование теоретических основ изучения методики формирования у младших школьников временных представлений в начальном курсе математики по программе «Школа России».
Объект исследования: формирование у младших школьников временных представлений
Предмет исследования: формирования у младших школьников временных представлений в начальном курсе математики по программе «Школа России».
Задачи исследования:
- Дать содержательно-методическую характеристику начального курса математики по программе «Школа России».
- Раскрыть особенности методики формирования временных представлений у младших школьников в начальном курсе математики по программе «Школа России».
- Описать общие вопросы формирования у младших школьников временных представлений в начальном курсе математики по программе «Школа России».
Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, наблюдение.
1. Содержательно-методическая характеристика начального курса математики по программе «Школа России»
УМК «Школа России» – это система учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю начальной школы. Авторами данного комплекта являются М.И. Моро, Ю.М. Колягин, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова [19, с. 23].
Содержательно-методические характеристики учебников математики УМК «Школа России» приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Содержательно-методические характеристики учебников математики УМК «Школа России» [3, с. 21]
Параметры
|
Характеристика
|
1
|
2
|
Авторы
|
М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова
|
Система основополагающих понятий
|
Число – величина
|
Особенность построения
|
Концентрическое
|
Принципы построения программы
|
Воспитания гражданина России, ценностных ориентиров, обучения в деятельности, работы на результат, синтеза традиций и инноваций в образовании
|
Продолжение таблицы 1
1
|
2
|
Цели обучения
|
Математическое развитие младших школьников. Формирование системы начальных математических знаний. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
|
Содержательные линии
|
«Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией»
|
Состав УМК
|
1. Учебники для каждого года обучения в двух частях. 2. Рабочие тетради. 3. Тетради с заданиями повышенной сложности. 4. тетради с проверочными работами и предметными тестами. 5. Сборники контрольных работ. 6. Методические пособия для учителя. 7. Сборники устных упражнений. 8. Раздаточный материал (1 класс). 9. Демонстрационные таблицы. 10. Электронное приложение к учебнику и др.
|
Данный начальный курс математики интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Основу составляет представления о натуральном числе и нуле, четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Важное место занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс, указывает Т.В. Баранкина, построен концентрически, что позволяет соблюсти постепенность в нарастании трудности учебного материала, и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков [3, с. 24].
Ведущие принципы обучения [3, с. 25]:
- учёт возрастных особенностей учащихся;
- органическое сочетание обучения и воспитания; усвоение знаний и развитие познавательных способностей; практическая направленность преподавания;
- индивидуальный подход к учащимся.
Практическая направленность методики, согласно мнению С.А. Владимирцевой, выражена в следующих положениях [5, с. 34]:
1) Сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема.
2) Формирование у детей сознательных и прочных устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий.
3) Введение новых алгоритмов, усовершенствование традиционных.
4) Рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные средства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индивидуальным выводам, сразу находящим применение в учебной практике.
5) Система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях.
Структура учебника сохранила тематическое и поурочное построение, однако значительные изменения претерпело как построение и оснащение учебных тем, так и структура каждого урока. Каждый урок учебника построен в соответствии с основными компонентами учебной деятельности и включает в себя [7, с. 95]:
- познавательную цель урока, которая ориентирует учащихся на поиск новых знаний и новых способов действий;
- задания, которые надо выполнить для достижения поставленной цели и получить («открыть») новые отношения, новые способы вычислений, особые свойства геометрических фигур и др.);
- задания для первичного закрепления нового знания;
- математический материал для повторения ранее изученного;
- задания для проведения учащимися самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности на этом уроке (такие задания расположены под красной чертой и отмечены знаком).
Познавательные цели урока представлены в учебнике в разной форме [7, с. 96]:
- в 1-м классе чаще всего это учебные задачи, настраивающие учащихся на рассмотрение нового материала: «Будем учиться…», «Узнаем, как…», «Сравни рисунки и сделай вывод» и др.;
- проблемные вопросы, направленные на установление связей между тем, что уже известно и тем, что предстоит узнать: «Как можно получить число…?», «Объясни по рисунку…», «Объясни, как…» и др.;
- задания на повторение (в форме устной работы) того материала, который подготавливает изучение нового: «Вспомни…».