Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития восприятия устной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.1 Развитие восприятия устной речи детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности развития восприятия устрой речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.3 Формы развивающей работы по развитию восприятия устной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Выводы по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию восприятия устной речи младшего школьника с задержкой психического развития
2.1. Постановка проблемы и организации исследования развития восприятия устной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2.2. Экспериментальное изучение уровня развития устной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2.3. Апробация серии занятий, направленных на развитие восприятия устной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Выводы по главе 2
Заключение
Проблема развития восприятия устной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Не сформированность восприятия устной речи отмечается у всех детей с задержкой психического развития и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию восприятия устной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Формирование восприятия устной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является одной из важнейших задач в работе учителя-дефектолога. Реализация этой задачи непосредственно связана с реализацией обучающей цели. Потому что одним из факторов, препятствующих полноценному обучению детей, является не сформированность восприятия устной речи. Умение правильно воспринимать связную речь позволяет расширять возможности в общении с окружающими людьми.
В последние десятилетия неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в обучении. Как показали комплексные исследования В.И. Лубовского, У.В. Ульенковой, Е.М. Мастюковой, И.Ф. Марковской, С.Г. Шевченко и др. большую часть контингента учащихся с трудностями в обучении составляют дети, специфические особенности развития которых квалифицируются как задержка психического развития. В последние годы наметилась тенденция снижения уровня речевого развития младших школьников. Дети, поступающие в школу, часто имеют недостаточный словарный запас, проблемы формирования грамматического строя речи, слабые навыки устной речи. Поэтому важно ещё в младшем школьном возрасте сформировать все компоненты речи на соответствующем уровне. Всё вышесказанное определяет актуальность данной проблемы, а ее недостаточная научная разработанность определили выбор темы нашего исследования.
Постановка проблемы и организация. Дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи. Во время порождения связного речевого высказывания немаловажное значение имеет развитие восприятия устной речи, правильное ее понимание. В последующем планирование, в ходе которого осуществляются операции внутреннего программирования отдельных предложений и инициация связного высказывания. Своевременная и целенаправленная работа по развитию восприятия связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учащихся с задержкой психического развития. Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития восприятия устной речи у младших школьников с задержкой психического развития, на сегодняшний день недостаточно разработаны. В специальной литературе недостаточно методических и теоретических рекомендаций, посвященных данной проблеме.
Объект исследования: восприятие устной речи младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности восприятие устной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: выявить эффективность разработанной серии занятий, направленных на развитие восприятия устной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические аспекты по проблеме восприятия устной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
- Провести первичную диагностику для изучения восприятия устной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
- Разработать и апробировать серию занятий, направленных на коррекцию развития восприятия устной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
- На основании результатов диагностики, выявить эффективность влияния разработанной серии занятий на коррекцию восприятия устной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: использование разработанной серии занятий с использованием дидактических игр будет способствовать развитию восприятия устной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка
База исследования: опытно-экспериментальная работа по формированию восприятия устной речи проводилась на базе МКОУ «Медвежьегорская школа №3» с 05.09.2022г по 02.10.2022 года. В работе приняло участие 6 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития восприятия устной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.1 Развитие восприятия устной речи детей младшего школьного возраста
Овладение речью как способом общения и понимания мира является основополагающим для социального и когнитивного роста ребенка. Развитие слухового восприятия играет жизненно важную роль в возникновении и эффективности вербальной экспрессии у человека.
Восприятие устной речи с помощью слуховых органов чувств предполагает наличие слуховых и кинестетических впечатлений от узнаваемых слов и фраз, хранящихся в долговременной памяти, а также удержание в виде отдельных образов обширных фонетических элементов речи, таких как фонемы, ударение и тон.
Овладение навыком слухового восприятия устной речи - это многогранный процесс, который связан с овладением языком, оттачиванием произносительных навыков, активизацией познавательной деятельности детей, накоплением жизненного опыта" [11, с. 134].
Для социального и когнитивного развития ребенка крайне важно приобрести способность общаться с помощью устной речи и получать знания об окружающем мире. Развитие слухового восприятия имеет огромное значение для эволюции и функционирования вербальной речи у человека.
Слуховое восприятие устной речи включает в себя хранение в долговременной памяти фонетических элементов речи, таких как фонемы, словесное ударение и интонация, а также слуховые и кинестетические образы слов и распространенных словосочетаний.
Развитие навыка слухового восприятия устной речи не только связано с приобретением языковых и произносительных способностей, но и является сложным процессом, объединяющим прогресс познавательной деятельности и жизненный опыт детей.
В наше время каждый ребенок, поступающий в школу, знает буквы и рассматривает их в книгах. Однако понятие о звуках, как правило, отсутствует в их сознании. Поэтому беседа с первоклассниками перед работой со звуками может помочь представить звуки как языковую субстанцию.
В беседе с детьми крайне важна ясность. Учителю необходимо хорошо ее организовать, сделав особый акцент на основных этапах и целях каждого этапа. Во-первых, ученикам нужно напомнить, что все, что их окружает, из чего-то состоит, например, стол из дерева или дом из кирпича и бетона. Однако из каких материалов состоят слова или язык? Типичный ответ учащихся - из букв. Соответственно, необходимо показать детям, что буквы составляют письменные слова, а звуки - устные.
Для того чтобы ученики поняли эту концепцию, один ребенок среди первоклассников обычно знает, что слова состоят из звуков. Впоследствии необходимо объяснить всем детям, что слова состоят не из одних звуков, а из звуков человеческой речи [18, p. 65].
Овладение навыком речи необходимо для социального и когнитивного роста ребенка, для приобретения им знаний о мире. Развитие слухового восприятия жизненно необходимо для возникновения и функционирования вербальной речи у человека.
Слуховое восприятие устной речи подразумевает наличие в долговременной памяти слуховых и кинестетических образов слов, а также образов, соответствующих фонетическим элементам речи, таким как фонемы, словесное ударение и интонация.
Развитие слухового восприятия ребенком устной речи - это сложный процесс, который тесно связан с овладением языком, речевыми навыками, познавательной деятельностью и накоплением жизненного опыта.
Очень важно объяснить детям, что не каждый звук может составлять слова, а только те, которые производятся с помощью определенных движений органов речи, таких как язык, губы, зубы и голосовые связки. Учитель может привлекать детей к выполнению различных заданий и побуждать их наблюдать за движениями органов рта при произнесении различных звуков.
Роль учителя заключается в том, чтобы помочь детям понять, как органы речи артикулируют различные звуки и как они производят речь. Это необходимая отправная точка для формирования фонетических знаний и навыков.
Далее учитель должен способствовать развитию способности различать звуки и буквы, поскольку в процессе обучения дети начинают запоминать, что звуки образуют слова, а буквы их обозначают. В результате они склонны полагаться на зрительный ряд, поскольку буквы более доступны, чем звуки. Дети также склонны рассматривать букву как единственный и надежный источник знаний, игнорируя звуковой аспект. Однако такой подход неверен и препятствует пониманию ребенком структуры языка.
После того как звуковой анализ освоен, ученик переходит к следующему этапу - анализу слов. Здесь акцент делается на тщательном и детальном изучении слов, их структуры и компонентов. Студенты учатся определять части речи, падежи, склонения и спряжения. На этом этапе студенты начинают формировать свой словарный запас, учатся распознавать и использовать новые слова, а также определять значения слов в различных контекстах.
Третий этап - анализ предложений, на котором учащиеся учатся понимать смысл и структуру предложений. Они учатся определять и различать субъект, предикат, объект и другие части предложения. Они изучают различные типы предложений - утвердительные, отрицательные, вопросительные и повелительные - и способы преобразования предложений из одного типа в другой.
Наконец, четвертый этап - анализ текстов, на котором учащиеся учатся понимать большие фрагменты письменной или устной речи. Они учатся определять основные идеи, вспомогательные детали, тон и цель текста. На этом этапе учащиеся начинают развивать функциональную грамотность, которая позволяет им понимать более сложные тексты и эффективно общаться в различных ситуациях.
В заключение следует отметить, что современный аналитико-синтетический метод подчеркивает важность систематического подхода к овладению грамотностью. Четыре этапа звукового анализа, анализа слов, анализа предложений и анализа текста создают прочную основу для развития функциональной грамотности. Благодаря этому методу учащиеся приобретают необходимые навыки и знания, чтобы стать умелыми читателями и писателями, а также эффективными коммуникаторами". [3, p. 35].