Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время авторами проанализированы результаты обучения в начальной, средней и старшей школе и результаты говорят о том, что у обучаемых уровень сформированности экологической грамотности недостаточный. Этому могут способствовать ряд причин, однако, важно понять, в каких направлениях необходимо работать учителям для получения более хорошего результата.
Младший школьный возраст является достаточно важным этапом в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте происходит физическое и умственное развитие человека. Процесс развития экологической культуры становится стимулом для духовной практической деятельности, которая направлена в перспективе на гармонизацию отношений между обществом и природой.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры младших школьников.
Предмет исследования: формирование экологической культуры у младших школьников при ознакомлении с окружающим миром.
Цель исследования: изучить педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников при ознакомлении с окружающим миром.
Задачи исследования:
– изучить теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников при ознакомлении с окружающим миром;
– выявить условия формирования экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром;
– провести исследование по формированию экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Методы исследования: наблюдение, анализ, обобщение психологической и методической литературы, эксперимент.
Практическая значимость: результаты экспериментальной работы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагога.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованных источников.
- Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников при ознакомлении с окружающим миром
1.1. Понятие экологическая культура
Исследованием множество установлено, предысторию что отношения экологическое позицию образование необходимо младших Лепехина школьников – необходимо это Руссо процесс им формирования у легла детей Он осознанно-правильного обозначил отношения к поведения объектам таит природы, с такой которыми действенных они формирования непосредственно жить контактируют. учить Такое первый отношение ребенка возникает осознанно во последовательность взаимосвязи великих интеллектуальных, Песталоцци эмоциональных и краеведческого действенных становления компонентов. составляет Их компонентов сочетание др составляет школьным нравственную современного позицию предысторию ребенка, приверженцем проявляющуюся в легла разных школе формах неживого его наукой поведения [5].
В России экологическое образование имеет длительную предысторию. О том, что детей нужно учить жить в гармонии с окружающим миром, беречь и любить природу говорило множество великих педагогов (Я. А. Коменский, И. И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо) [8]. Философ – просветитель Вольтер называл природу такой книгой, которая таит в себе неисчерпаемый источник познания для человека [12].
Важной предпосылкой становления и дальнейшего развития экологического образования стали труды отечественных натуралистов XVIII в. И. Г. Гмелина, В. Ф. Зуева, С. П. Крашенникова, И. И. Лепехина, Г. В.Стеллера, и др [16].
В. Ф. Зуев (1754-1794), первый обозначил различие между наукой и школьным предметом. Он отмечал, что естествознание должно давать ученикам знания, необходимые в жизни и в связи с этим сделал отбор объектов изучения в школе. Зуев В. Ф. был приверженцем изучения натуральных предметов природы, а также указывал на то, что в первую очередь необходимо изучать местную природу. Таким образом, он придерживался краеведческого принципа изучения естествознания. Большой заслугой В. Ф. Зуева считается определенная им последовательность изучения природы, которая легла в основу современного дидактического правила изучения природы: «от неживого – к живому» [11].
К. Д. Ушинский (1824-1871) большое значение придавал изучению в начальных классах естествознания и географии, так как считал, что именно данные предметы позволяют в большей степени развивать логическое мышление, воображение и речь у детей. По мнению К. Д. Ушинского:
«Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная и неопровержимая» [23, с.26].
В. И. Андреев (1841-1888) определил сущность естествоведческого направления, утверждая, что естественные предметы необходимо изучать в их естественной обстановке. Главным принципом естествознания Андреев считал наглядность, и говорил о том, что его изучение должно начинаться в саду, в поле, на болоте [2].
В. В. Половцев (1862-1918) продолжил учение В. И. Андреева и обосновал, что в процессе ознакомления с явлениями природы должны раскрываться только доступные ученикам соответствующего возраста связи и отношения, существующие в природе и те которые можно непосредственно наблюдать. Внедрение данного метода в школьную практику можно считать зарождением экологического образования и воспитания [11].
Во второй половине ХIХ в. просветители начали выступать против формально-словесного изучения природы. Такие русские поэты и педагоги, как В. Г. Белинский, А. Г. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский и др. акцентировали внимание на особой роли природоведческих знаний в формировании нравственных качеств личности, которые регулируют поведение человека в природе [8]. Л. Н. Толстой отводил значительную роль в процессе нравственного развития ребёнка впечатлениям, полученным от общения с природой: «…жалко срубить дерево, потому что оно живое. Ведь это всё равно, что кровь. Когда из берёзы сок пьём» [21, с.13]. Отечественный педагог К. Д. Ушинский так же призывал расширять общение ребёнка с природой. Он недоумевал, отчего «воспитательное влияние природы так мало оценено в педагогике» [23, с.56].
С 50-х годов XIX в. знания в области экологии успешно проникали в учебные заведения. Внедрение идей биологического направления (А. Н. Бекетова, В. И. Вернадского, Д. Н. Кайгородова, А. О. Ковалевского, Г.Ф. Морозова, К. Ф. Рулье, Н. А. Северцева, В. Н. Сукачёва) в школьное естествознание положило начало экологическому образованию в учебных учреждениях России.
Развитие теории и практики современного экологического образования тесно связано с трудами таких ученых, как И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Н. М. Мамедов, Н. А. Рыков, Л. П. Симонова, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина, Е. Ю. Шапокине.
Благодаря интенсивному накапливанию знаний о взаимодействии природы и человека, встала задача отображения их в содержании школьного образования. Ученые единогласно пришли к выводу, что осуществление полноценного экологического образования возможно при условии включения вопросов экологического характера в структуру не только естественнонаучных, но у гуманитарных предметов [20].
В области экологического образования, большинство исследований ориентировано на старший и средний школьный возраст [19]. И если учитывать возрастные психологические особенности обучающихся младших и старших возрастов, очевидно, что содержание экологического образования, нельзя переносить со старшего на младший школьный возраст, без его адаптации.
Проанализировав литературу по психологии, мож но с уверенностью сказать: младший школьный во зраст является на иболее благоприятным для форм ирования основ экологической культ уры, так как характер изуется пре обладанием на глядно-де йственного и на глядно-об разного мышления и эмоционально-чувственным способ ом освоения окружающей при роды, а так же инт енсивно форм ирующимися сво йствами и качествами личности, кот орые определяют её сущность в буд ущем. Яркость и чистота эмоциональных реакций ребёнка, об уславливает глубину и устойчивость впечатлений [7]. В этом во зрасте ребёнок на иболее близок к при роде, бол ее до верчив и впечатлителен, по этому его легче на учить любить при роду и при вить экологические знания.
Современное экологическое об разование является об язательным на все х ступенях об щего об разования и на правлено на освоение экологических знаний, прак тических уме ний и на выков при родопользования, раз витие инт ереса к по знанию при роды, форм ированию нравственного и эстетического от ношения к не й.
Под экологическим об разованием по нимают не прерывный про цесс об учения, во спитания и раз вития личности, кот орый на правлен на форм ирование сис темы на учных и прак тических знаний, цен ностных ориентаций, по ведения и де ятельности, об еспечивающих от ветственное от ношение чело века к окружающей сред е [14].
Формирование экологической культ уры – это осознание чело веком сво ей при надлежности к окружающему миру, осознание един ства с ним и не обходимость при нять на себя от ветственность за осуществлен ие сам оподдерживающего раз вития об щества и осознанное включение в дан ный про цесс [7].
Внимание в об разовании к уровню экологической об разованности школьников, по дкреплено так ими норм ативно-прав овыми до кументами, как:
В «Концепции об щего сред него экологического об разования в инт ересах устойчивого раз вития» (2010), со временное об щее экологическое об разование трактуется как гуманитарно-естественнонаучное об разование, кот орое на правленно на форм ирование у об учающихся основ экологической об разованности: экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных де йствий, оценки сво их во зможностей по уча стию в решении экологических про блем, ис полнению прав овых и нравственных об язанностей в об ласти охраны окружающей сред ы, а так же здоровья чело века и рационального по требления при родных ресурсов [19].