Курсовая работа|Педагогика

Формирование духовно-нравственных качеств у младших школьников с ЗПР

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 54

Цена: 1 200
Купить работу

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты реализации функционального подхода к управлению формированием духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития

1.1. Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития в педагогических исследованиях

1.2 Функциональный подход к управлению формированием духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации функционального подхода к управлению формированием духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития (на базе МБОУ СОШ № 4, г.Балахна)

2.1 Анализ функций управления формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития в МБОУ СОШ № 4, г.Балахна

2.2 Изучение сформированности духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития МБОУ СОШ № 4, г.Балахна.

2.3 Программа по совершенствованию функций управления формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития.

Заключение.

Список источников и литературы

Приложения .

Актуальность. На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.

Противоречие:

- между потребностью общества в гражданах, имеющих высокие моральные и нравственные принципы и недостаточной изученностью данного вопроса в отношении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития; – между необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей у детей с задержкой психического развития и недостаточностью разработанных психолого-педагогических условий для обеспечения данного процесса.

 

Проблема исследования: формирование духовно-нравственных ценностей у детей с ЗПР протекают иначе.

Цель исследования: изучение управления формированием духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития.

Объект исследования: функциональный подход к управлению формированием духовно- нравственных качеств ценностей у младших школьников с ЗПР.

Предмет исследования: школьники младших классов с ЗПР.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что для повышения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у младших школьников с ЗПР нужно разработать и реализовать психолого-педагогическую программу.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:

  1. Изучить проблему формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития
  2. Изучить функциональный подход к управлению формированием духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития
  3. Провести анализ функций управления формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития в МБОУ СОШ № 4, г.Балахна
  4. Изучить сформированность духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития МБОУ СОШ № 4, г.Балахна
  5. Разработать программу по совершенствованию функций управления формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития.

Методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования

Практическая значимость исследования: структурировано представлено содержание коррекционно- развивающей работы включая этапы, формы организации, методики исследования.

База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», г.Балахна

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

 

Глава I. Теоретические аспекты реализации функционального подхода к управлению формированием духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития

  • Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития в педагогических исследованиях

Проблема нравственного развития человека и проблема нравственного воспитания - это социальные явления, изучаемые в истории психологии и образования. Л.С.Выготский придавал большое значение этому вопросу и с самого начала верил, что результат нравственного развития зависит от той социальной среды, в которой существует человек.

 Социальная среда понимается не только как условие нравственного развития человека, но и как его источник. Само нравственное развитие осуществляется в процессе интернационализации идеальных форм. Следовательно, нравственное развитие предполагает усвоение норм (образцов), представленных моральными нормами, категориями, принципами, идеалами, ценностями, традициями, соответствующими моделям поведения конкретных людей, их качествам, манерам поведения и т.д.

Благодаря усвоению социального опыта, по словам Льва Семеновича, происходит "новая формация" в нравственном формировании личности, которая включает в себя особое сочетание нравственных знаний, навыков и привычек в каждом возрасте.

Нравственное развитие человека происходит в течение его жизни, хотя основы морали закладываются с детства и закрепляются в юности.

Н.М. Трофимова подчеркнула, что младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для усвоения моральных норм, поскольку дети верят в авторитет взрослых и учителей. Этический кодекс может побуждать ребенка к определенному поведению и совершать эти поступки, а может запрещать или предупреждать его или ее. Нормы определяют порядок отношений в обществе, коллективе и окружающей среде.

Поэтому, руководствуясь этикой, к детям школьного возраста предъявляются следующие требования: нужно стараться дружить со всеми детьми, выбирать друга, которому можно доверять и который никогда не подведет; ценить трудолюбие, активность, инициативность, быть честными и справедливыми; делать добро другим; делать добро себе; бороться со своей ленью и другими недостатками; защищать общественные интересы и местную природу; помогать пожилым людям, инвалидам, пенсионерам и сверстникам.

Л.С. Выготский подчеркивал важность нравственного развития детей младшего школьного возраста, аргументируя это тем, что начало этого возраста связано с универсальностью опыта и логикой эмоций.  Дети сначала начинают понимать, что означают слова и состояния "я счастлив", "я волнуюсь", "я сержусь", "я добрый" и "я зол". У них есть смысловые ориентации в собственном опыте.

В этот период потенциал развития детей реализуется на качественно новом уровне, и как активный субъект собственного познания окружающего мира и самих себя, они приобретают собственный опыт в этом мире.

Поэтому главными моральными качествами, которые необходимо формировать в юном возрасте, являются доброта, честность, уважение, незлобивость, порядочность, трудолюбие, дисциплина.

В начальной школе каждый ребенок достигает определенного уровня нравственного развития: накапливается его нравственный опыт, формируются личностные качества, вырабатываются определенные привычки и ценности.

По словам Н.A.Козловский и Я.С. Морозовой, младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования личности и нравственности детей. Если в этом возрасте дети не научатся дружить, работать, заботиться о себе, и не будут уверены в своих силах и достижениях, то в будущем (после сензитивного периода) сделать это будет гораздо сложнее.

Самое важное, что связано с изучаемым вопросом, - это анализ особенностей нравственного развития детей с отклонениями в развитии.

С самого рождения эти дети испытывали эмоциональную травму. У них наблюдаются расстройства настроения различной степени тяжести, связанные с переживаниями страха, тревоги и физической боли. Это усиливает изоляцию ребенка от внешнего мира, а затем проявляется в виде девиантного поведения, увеличения физических заболеваний и психосоциальных отклонений.

Л.С. Выготский отмечал, что дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в социальном взаимодействии с внешним миром (главным образом с окружающими их людьми). Образно говоря, он назвал эти трудности "социальной привлекательностью", мешающей детям получать знания, опыт и "интегрировать их в культуру"."

Нравственное развитие младших школьников с задержкой психического развития, помимо того, что оно несовместимо с детьми этого возраста, характеризуется внешним контролем за действием моральных норм и условиями их реализации (более свободное и абстрактное поведение детей, бесцветные и аморфные моральные нормы и правила).

Дети с нарушениями психического и эмоционально-волевого развития, изоляцией, неразвитыми процессами саморегуляции и умственной отсталостью переходят в более для себя благоприятную форму, то есть отказываются взаимодействовать с окружающей действительностью. Такое поведение окажет негативное влияние на формирование положительных сторон личности, развитие у детей, самосовершенствование и формирование нравственных идеалов, а также личностных качеств.

Взгляд Л.С. Выготского на систему нравственного воспитания детей очень интересен. Лев Семенович связывал личностное нравственное воспитание с отказом от моральных принципов, то есть любое действие должно возвращаться к ребенку в виде впечатления о влиянии окружающих, и ребенок всегда должен знать конечные последствия своих поступков.

Рассматривая связь между психологическим развитием, сознанием и моральным поведением (moral development), автор исходит из того факта, что сознание оказывает безусловно решающее влияние на индивидуальное моральное поведение, хотя установить прямую грань между ними невозможно. «Мы знаем, - писал ученый, - интеллектуальное развитие может быть связано с величайшим неэтичным поведением, поэтому оно не является гарантией морального поведения в сам по себе...»

Психологическое развитие даже нельзя считать необходимым условием для развития моральной одаренности. Тем не менее, можно утверждать, что между ними существует глубокая связь, а духовное развитие является благоприятным условием для нравственного воспитания... Однако для морали очень важна только совесть, она напрямую связана с порядком и непосредственно реализуется в действии (обществе).

Мораль должна быть неотъемлемой частью всего образования. И надо отметить, что морально ведет себя тот, кто сам этого не замечает.

По словам Л.С. Выготского идея заключается в том, что моральные правила должны преподаваться детям и соблюдаться детьми на основе одной и той же мотивации: ради удовольствия от совместной жизни.

Понимание ребенком морали и этики еще не говорит о его воспитании. Важно, чтобы эти знания не только усваивались, но и ассимилировались в модели поведения, формировали позитивное и стабильное отношение его к ценностям и этике.

В аспекте воспитания чувств Выготский присваивал важную роль в развитии способности распознавать внешние проявления этих эмоций и контролировать движение сознания.  Он писал: "Управляйте эмоциями, которые составляют любую образовательную задачу... Подчинение этого чувства, связывание его с другими формами поведения, означает его соответствующее направление."

В связи с этим педагогам не следует считать, что чувства и эмоции ребенка нежелательны или неприемлемы: только на основе личного эмоционального опыта, эмоциональных реакций ребенка, таких как гнев, негодование, озлобленность и т.д., можно найти способы формирования позитивного поведения в обществе. Поэтому условием эффективности нравственного воспитания является индивидуальный подход к каждому ребенку. В этом случае позиция Выготского остается актуальной. В процессе обучения детей с отклонениями в развитии по Выготскому необходимо обращать внимание не на "болевые точки" детей, а на существующие "дефекты здоровья".

Лев Семенович считает, что развитие нормальных и аномальных детей (детей с отклонениями в развитии) подчиняется общим законам. В то же время он выявил специфические характеристики аномальной психологии, которая в основном проявляется в различии (разделении) между процессами культурного и биологического развития.

Это приводит к потере отдельных функций, а также к изменениям во всем процессе развития, что "разрушает нормальный процесс культурного роста детей".

  1. Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задерж-кой психического развития младшего школьного возраста //Дефек-тология. - 1988.- №4.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Подред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
  3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. - Москва-Воронеж.,2001.
  4. Альтхауз Д., Дум Э. Подбери отгадку. Цвет, форма. Количество. - М.: Просвещение, 1984.
  5. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психо-диагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М., 1997.
  6. Башаева "Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами

интеллектуального развития". Санкт-Петербург. 2001.

  1. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у де-тей с задержкой психического развития.-М.,1972.
  2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психиче-ского развития. - М. 1999.
  3. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной дея-тельности детьми с задерж-кой психического развития //Дефектоло-гия.-1986. - №4.
  4. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. - М., Генезис, 1998.
  5. Венгер А.Л. "Психологическое консультирование и диагностика". Практическое руко-водство. - М., "Генезис", 2001.
  6. Винникова Е.А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления мораль-ного поведения у детей с задержкой психического развития. Дефектология. 1999. № 1. С 18-24.
  7. Винникова Е.А., Слепович Е. С. Становление социальных норм поведения у младших школьников с задержкой психического развития. // Психологическая наука и общественная практика Ч. 2. Минск. 1993.
  8. Власова Т.А. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания и обучения. - В кн.: Дети с временными задержками развития. - М., 1971.
  9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М., 1973.
  10.  Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  11. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.А. Вла-совой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
  12. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001.
  13. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сфе-ры детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. - М., 1999.
  14. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекци-онно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1999 № 6.
  15. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 2
  16. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для психологопедагогического обследования. - М. 2003
  17. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., Просвещение, 1998.
  18. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности де-тей с задержкой психиче-ского развития к школьному обучению: Ав-тореф. дис. канд. псих. наук. - М., 1986.
  19. Ларионова, С. О. Исследование проблемы нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2010. – Т. 16. – № 3.
  20. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - С-Пб,. 2003.
  21. Н. А. Козловская, педагог-психолог Кемеровского педагогического колледжа, И. С. Морозова, зав. кафедрой общей психологии и психологии развития Кемеровского государственного университета, доцент «Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника» Журнал «Интеграция образования» 2007г.
  22. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. / Сост. Мачихина В.Ф., Цыпина Н.А. - М., 1987.
  23. Павлей Т.Н. "Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития". Дефектология. 2000. № 4.
  24. Петрова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Просвещение, 1996.
  25. Печора К.Л. , Сотникова В.М. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста. - М., 2001.
  26. Слепович Е. С., Винникова Е.А. Некоторые особенности прогноза поведения в ситуации морального выбора у младших школьников с задержкой психического развития. // Формирование личности аномального ребенка. Минск, 1990.
  27. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника Педагогика. – 1997. – № 6.  
  28. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., Просвещение, 1988.
  29. Шевченко С.Г. Наблюдения в природе с целью активизации познавательной деятельности и развития речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. - 1986. -№ 3
  30. Библиографическое описание: Долгобородова, Д. А. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития / Д. А. Долгобородова, В. А. Варенцов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11717/ (дата обращения: 07.02.2023).
  31. Библиографическое описание: Бахрамова, Г. А. Психолого-педагогические исследования младших школьников с задержкой психического развития на основе инновационного подхода / Г. А. Бахрамова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4667/ (дата обращения: 07.02.2023).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское