Актуальность. На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.
Противоречие:
- между потребностью общества в гражданах, имеющих высокие моральные и нравственные принципы и недостаточной изученностью данного вопроса в отношении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития; – между необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей у детей с задержкой психического развития и недостаточностью разработанных психолого-педагогических условий для обеспечения данного процесса.
Проблема исследования: формирование духовно-нравственных ценностей у детей с ЗПР протекают иначе.
Цель исследования: изучение управления формированием духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: функциональный подход к управлению формированием духовно- нравственных качеств ценностей у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: школьники младших классов с ЗПР.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что для повышения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у младших школьников с ЗПР нужно разработать и реализовать психолого-педагогическую программу.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:
- Изучить проблему формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития
- Изучить функциональный подход к управлению формированием духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития
- Провести анализ функций управления формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития в МБОУ СОШ № 4, г.Балахна
- Изучить сформированность духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития МБОУ СОШ № 4, г.Балахна
- Разработать программу по совершенствованию функций управления формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития.
Методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования
Практическая значимость исследования: структурировано представлено содержание коррекционно- развивающей работы включая этапы, формы организации, методики исследования.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», г.Балахна
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Глава I. Теоретические аспекты реализации функционального подхода к управлению формированием духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития
- Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития в педагогических исследованиях
Проблема нравственного развития человека и проблема нравственного воспитания - это социальные явления, изучаемые в истории психологии и образования. Л.С.Выготский придавал большое значение этому вопросу и с самого начала верил, что результат нравственного развития зависит от той социальной среды, в которой существует человек.
Социальная среда понимается не только как условие нравственного развития человека, но и как его источник. Само нравственное развитие осуществляется в процессе интернационализации идеальных форм. Следовательно, нравственное развитие предполагает усвоение норм (образцов), представленных моральными нормами, категориями, принципами, идеалами, ценностями, традициями, соответствующими моделям поведения конкретных людей, их качествам, манерам поведения и т.д.
Благодаря усвоению социального опыта, по словам Льва Семеновича, происходит "новая формация" в нравственном формировании личности, которая включает в себя особое сочетание нравственных знаний, навыков и привычек в каждом возрасте.
Нравственное развитие человека происходит в течение его жизни, хотя основы морали закладываются с детства и закрепляются в юности.
Н.М. Трофимова подчеркнула, что младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для усвоения моральных норм, поскольку дети верят в авторитет взрослых и учителей. Этический кодекс может побуждать ребенка к определенному поведению и совершать эти поступки, а может запрещать или предупреждать его или ее. Нормы определяют порядок отношений в обществе, коллективе и окружающей среде.
Поэтому, руководствуясь этикой, к детям школьного возраста предъявляются следующие требования: нужно стараться дружить со всеми детьми, выбирать друга, которому можно доверять и который никогда не подведет; ценить трудолюбие, активность, инициативность, быть честными и справедливыми; делать добро другим; делать добро себе; бороться со своей ленью и другими недостатками; защищать общественные интересы и местную природу; помогать пожилым людям, инвалидам, пенсионерам и сверстникам.
Л.С. Выготский подчеркивал важность нравственного развития детей младшего школьного возраста, аргументируя это тем, что начало этого возраста связано с универсальностью опыта и логикой эмоций. Дети сначала начинают понимать, что означают слова и состояния "я счастлив", "я волнуюсь", "я сержусь", "я добрый" и "я зол". У них есть смысловые ориентации в собственном опыте.
В этот период потенциал развития детей реализуется на качественно новом уровне, и как активный субъект собственного познания окружающего мира и самих себя, они приобретают собственный опыт в этом мире.
Поэтому главными моральными качествами, которые необходимо формировать в юном возрасте, являются доброта, честность, уважение, незлобивость, порядочность, трудолюбие, дисциплина.
В начальной школе каждый ребенок достигает определенного уровня нравственного развития: накапливается его нравственный опыт, формируются личностные качества, вырабатываются определенные привычки и ценности.
По словам Н.A.Козловский и Я.С. Морозовой, младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования личности и нравственности детей. Если в этом возрасте дети не научатся дружить, работать, заботиться о себе, и не будут уверены в своих силах и достижениях, то в будущем (после сензитивного периода) сделать это будет гораздо сложнее.
Самое важное, что связано с изучаемым вопросом, - это анализ особенностей нравственного развития детей с отклонениями в развитии.
С самого рождения эти дети испытывали эмоциональную травму. У них наблюдаются расстройства настроения различной степени тяжести, связанные с переживаниями страха, тревоги и физической боли. Это усиливает изоляцию ребенка от внешнего мира, а затем проявляется в виде девиантного поведения, увеличения физических заболеваний и психосоциальных отклонений.
Л.С. Выготский отмечал, что дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в социальном взаимодействии с внешним миром (главным образом с окружающими их людьми). Образно говоря, он назвал эти трудности "социальной привлекательностью", мешающей детям получать знания, опыт и "интегрировать их в культуру"."
Нравственное развитие младших школьников с задержкой психического развития, помимо того, что оно несовместимо с детьми этого возраста, характеризуется внешним контролем за действием моральных норм и условиями их реализации (более свободное и абстрактное поведение детей, бесцветные и аморфные моральные нормы и правила).
Дети с нарушениями психического и эмоционально-волевого развития, изоляцией, неразвитыми процессами саморегуляции и умственной отсталостью переходят в более для себя благоприятную форму, то есть отказываются взаимодействовать с окружающей действительностью. Такое поведение окажет негативное влияние на формирование положительных сторон личности, развитие у детей, самосовершенствование и формирование нравственных идеалов, а также личностных качеств.
Взгляд Л.С. Выготского на систему нравственного воспитания детей очень интересен. Лев Семенович связывал личностное нравственное воспитание с отказом от моральных принципов, то есть любое действие должно возвращаться к ребенку в виде впечатления о влиянии окружающих, и ребенок всегда должен знать конечные последствия своих поступков.
Рассматривая связь между психологическим развитием, сознанием и моральным поведением (moral development), автор исходит из того факта, что сознание оказывает безусловно решающее влияние на индивидуальное моральное поведение, хотя установить прямую грань между ними невозможно. «Мы знаем, - писал ученый, - интеллектуальное развитие может быть связано с величайшим неэтичным поведением, поэтому оно не является гарантией морального поведения в сам по себе...»
Психологическое развитие даже нельзя считать необходимым условием для развития моральной одаренности. Тем не менее, можно утверждать, что между ними существует глубокая связь, а духовное развитие является благоприятным условием для нравственного воспитания... Однако для морали очень важна только совесть, она напрямую связана с порядком и непосредственно реализуется в действии (обществе).
Мораль должна быть неотъемлемой частью всего образования. И надо отметить, что морально ведет себя тот, кто сам этого не замечает.
По словам Л.С. Выготского идея заключается в том, что моральные правила должны преподаваться детям и соблюдаться детьми на основе одной и той же мотивации: ради удовольствия от совместной жизни.
Понимание ребенком морали и этики еще не говорит о его воспитании. Важно, чтобы эти знания не только усваивались, но и ассимилировались в модели поведения, формировали позитивное и стабильное отношение его к ценностям и этике.
В аспекте воспитания чувств Выготский присваивал важную роль в развитии способности распознавать внешние проявления этих эмоций и контролировать движение сознания. Он писал: "Управляйте эмоциями, которые составляют любую образовательную задачу... Подчинение этого чувства, связывание его с другими формами поведения, означает его соответствующее направление."
В связи с этим педагогам не следует считать, что чувства и эмоции ребенка нежелательны или неприемлемы: только на основе личного эмоционального опыта, эмоциональных реакций ребенка, таких как гнев, негодование, озлобленность и т.д., можно найти способы формирования позитивного поведения в обществе. Поэтому условием эффективности нравственного воспитания является индивидуальный подход к каждому ребенку. В этом случае позиция Выготского остается актуальной. В процессе обучения детей с отклонениями в развитии по Выготскому необходимо обращать внимание не на "болевые точки" детей, а на существующие "дефекты здоровья".
Лев Семенович считает, что развитие нормальных и аномальных детей (детей с отклонениями в развитии) подчиняется общим законам. В то же время он выявил специфические характеристики аномальной психологии, которая в основном проявляется в различии (разделении) между процессами культурного и биологического развития.
Это приводит к потере отдельных функций, а также к изменениям во всем процессе развития, что "разрушает нормальный процесс культурного роста детей".