Введение
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия школы и семьи в вопросах духовно-нравственной культуры обучающихся
1.1 Семья и школа – значимые институты в развитии и воспитании ребенка в современных социально-образовательных условиях
1.2 Проблемы взаимодействия семьи и школы
Глава 2. Аналитическая работа по воспитанию духовно-нравственной культуры обучающихся
2.1 Система сотрудничества семьи и школы по нравственному воспитанию
2.2 Приёмы работы по формированию духовно-нравственных качеств у обучающихся
2.3 Общие выводы и рекомендации для развития взаимодействия семьи и школы
Заключение
Список использованной литературы
При осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предполагается взаимодействие, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.
Семья и школа должны любить ребенка, верить в него, помогать ему, быть добрым и великодушным, ни в коем случае не оскорблять и не унижать его, а, наоборот, постоянно возвышать! Все дети хотят быть хорошими и, видя себя в зеркале наших добрых слов, становятся ими.
Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. В связи с этим меняется подход к школьному образованию и воспитанию: любой школьный предмет или внеклассное мероприятие становится не целью обучения, а средством воспитания определенных качеств нравственно развитой личности. В свою очередь усиление воспитательной функции школы обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Главным являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка, все выше сказанное обуславливает актуальность данной работы.
Цель курсовой работы: рассмотреть взаимодействие школы, семьи и общественности духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
Задачи работы:
- Рассмотреть теоретические основы взаимодействия школы и семьи в вопросах духовно-нравственной культуры обучающихся;
- Разобрать систему сотрудничества семьи и школы по нравственному воспитанию;
- Выявить приёмы работы по формированию духовно-нравственных качеств у обучающихся;
- Привести общие выводы и рекомендации для развития взаимодействия семьи и школы
Объект исследования – воспитание обучающихся.
Предмет исследования - духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Методы исследования: анализ, синтез.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия школы и семьи в вопросах духовно-нравственной культуры обучающихся
1.1 Семья и школа – значимые институты в развитии и воспитании ребенка в современных социально-образовательных условиях
Для выявления состояния, проблем и путей взаимодействия семьи и школы в условиях реализации новых образовательных стандартов необходимо определить особенности развития семьи и школы в современных социально-образовательных условиях на основании теоретического анализа философской, педагогической, социологической и психологической литературы.
В настоящее время семья и школа по-прежнему остаются основными институтами социализации и воспитания ребенка, хотя и сталкиваются с определенными трудностями в осуществлении взаимодействия. Совершенствование взаимодействия невозможно без учета изменений, связанных с реформированием общества и коснувшихся непосредственно семьи и школы.
Традиционный анализ семьи включает в себя ряд оснований и определений, обозначенных в социологической и философской теории.
Как социальный институт семья выполняет определенные функции. Традиционный функциональный подход к характеристике семьи разработан О.А. Щекиной и др. [15, с.196]
Семья, как неотъемлемая часть общественной системы, связана с другими ее элементами. Общество влияет на семью, формируя ее определенный тип, семья же, в свою очередь, влияет на другие социальные институты, процессы и общество. Надо сказать, что модель современной семьи многовариативна. В науке существует множество классификаций семей по различным основаниям.
Семья – величайшая ценность, которую создал человек. В ее позитивном развитии, прочности и надежности семейных уз заинтересовано государство. Конкретного определения семьи в науке нет, несмотря на то, что это пытались сделать великие мыслители, еще много столетий назад. В привычном понимании семья – ячейка общества, участвующая в социальном и биологическом воспроизводстве общества. Типов и видов семей очень много, основные типы семьи классифицируются по различным признакам.
Известный американский ученый, социолог Морган считал, семья прошла через определенные стадии развития, при котором круг половых отношений сужался, а связи между членами семьи укреплялись. К таким отношениям относятся исторические типы семьи.
Промискуитет. Такой тип семьи был характерен для самой низкой ступени развития. Половые отношения никакими нормами не регулировались, между всеми членами общества были неограниченные половые отношения.
Кровнородственная. Для этого типа характерным был групповой брак, а половые отношения допускались между людьми, которые принадлежали к одному поколению. То есть семья образовывалась из братьев, сестер независимо от степени родства.
Пуналуальная. Это такая форма брачных отношений, в которой партнерами были сестры из одного рода и братья из другого рода. Это был первый шаг к созданию брака парного.
Синдиасмическая. При такой форме брака один мужчина жил с одной женщиной. При расторжении брака дети оставались с матерью. Впервые определялся настоящий биологический отец.
Моногамная. Эта форма брачных отношений была создана на тесной связи между женщиной и мужчиной. Расторгаться такой брак мог только по воле мужчины.
В современном мире можно выделить следующие основные типы семей: патриархальная, нуклеарная, материнская.