Введение
Глава 1. Теоретические основы технологии коллективного взаимообучения
1.1 Понятие и основы коллективного взаимообучения
1.2 Технология коллективного способа обучения Дьяченко
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетенции младших школьников посредством коллективных способов обучения
2.1 Диагностика исходного уровня коммуникативной компетенции младших школьников
2.2 Организация образовательного процесса с использованием коллективных способов обучения на уроках русского языка
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Изучение вопроса о коллективном способе обучения является актуальным в свете того, что современное общество требует от людей широких знаний и навыков, способности работать в команде, принимать совместные решения и решать сложные задачи. Коллективный способ обучения является одним из инструментов развития этих навыков, позволяя формировать у студентов умения и навыки коммуникации, взаимодействия, лидерства, анализа и синтеза информации.
Кроме того, коллективный способ обучения позволяет получать более разнообразные и объективные знания, так как каждый участник группы может внести свой вклад в общую картину и привнести свой взгляд на проблему. Это способствует более полному и глубокому пониманию предмета и повышает эффективность обучения.
Наконец, в условиях современной высокотехнологичной среды, где взаимодействие с компьютерами и интернетом становится все более обыденным, коллективный способ обучения позволяет развивать социальные навыки, которые часто остаются в тени виртуального пространства. В целом, изучение вопроса о коллективном способе обучения является важным шагом в развитии современной образовательной практики и создании условий для эффективного и устойчивого развития личности и общества.
Цель исследования - теоретически обосновать, методически обеспечить процесс формирования коллективных способов взаимообучения.
Задачи исследования:
- Рассмотреть теоретические основы технологии коллективного взаимообучения;
- Провести диагностику исходного уровня коммуникативной компетенции младших школьников;
3.Выявить организацию образовательного процесса с использованием коллективных способов обучения на уроках русского языка;
4.Представить результаты опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования.
Предмет исследования: формирование коллективных способов взаимообучения.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
- целенаправленные наблюдения над процессом обучения, опросы, наблюдение;
- эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит несколько разделов и подразделов, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы технологии коллективного взаимообучения
1.1 Понятие и основы коллективного взаимообучения
Коллективное взаимообучение (КВ) – это метод организации работы группы, в котором акцент делается на взаимодействии между участниками обучения при решении разноплановых задач.
Основой коллективного взаимообучения является принцип взаимности и равноправия участников диалога. Каждый участник вносит свой вклад в общее обсуждение темы, каждый высказывает свои мысли и идеи, а остальные участники внимательно слушают их, задают уточняющие вопросы, дополняют, комментируют.
Целью коллективного взаимообучения является:
- формирование умения работать в коллективе и умения общаться;
- повышение эффективности усвоения нового материала путем привлечения к обсуждению всей группы;
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- развитие критического мышления.
Процесс коллективного взаимообучения состоит из следующих этапов:
- Этап подготовки включает в себя следующие действия:
- Уточнение темы обсуждения: учитель формулирует тему, которую будут обсуждать учащиеся в рамках коллективного взаимообучения.
- Формулирование целей и задач: учитель определяет, какие конкретные цели должны достигнуть учащиеся в ходе коллективного взаимообучения, и какие задачи им необходимо выполнить.
- Организация групп: учитель формирует группы учащихся, которые будут работать в парах сменного состава. Группы должны быть равномерно и сбалансированно составлены, чтобы каждый учащийся мог взаимодействовать со своим партнером эффективно.
- Формирование групп - составление пар или малых групп.
Формирование групп - это процесс разделения участников на малые группы или пары с целью создания более интенсивной и продуктивной обучающей среды. В этом этапе участники выбирают партнеров или группу, с которой они будут работать, и формируются на основе разных критериев, например по интересам, навыкам или опыту. Важно обеспечить равномерное распределение участников по группам, чтобы обеспечить равные возможности для обучения и обмена опытом. После этого этапа начинается основной процесс взаимообучения, который включает в себя различные задания, дискуссии, обмен знаниями и опытом. Каждый участник играет активную роль в процессе обучения и получает обратную связь от других участников.
- Обсуждение темы - каждый участник дает свое видение проблемы и обсуждает его с партнером, а затем пары сменяются и снова обсуждают тему, внося свои мысли и поправки в высказывания предыдущих пар.
- Систематизация знаний - вся группа в целом обобщает тему обсуждения, формулирует основные выводы и советы. На этом этапе участники группы обсуждают тему взаимообучения и делятся своими знаниями, опытом и идеями. Каждый участник может высказаться и выразить свое мнение, а также послушать точки зрения других. После того, как все участники высказались и обменялись мнениями, происходит систематизация знаний. Группа совместно обобщает тему обсуждения, формирует основные выводы и советы, которые могут быть использованы в дальнейшей работе.