ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Дидактический аспект особенностей современного урока технологии в начальной школе
1.2. Реализация требований ФГОС на уроках технологии в начальной школе
2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС
2.1. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе
2.2. Метаметодический подход к современному уроку технологии на базе учебников «Технология» в системе «Диалог»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время общество выдвигает новые требования к трудовой подготовке школьников. Основной целью школьного обучения становится формирование творческой, продуктивно мыслящей личности, владеющей универсальными учебными действиями, взаимосвязанными способами преобразующей деятельности. Это связано с тем фактом, что в современном информационно-компьютерном способе производства главенствующим становится умение осуществлять поиск оптимальных (наилучших) способов создания продукции.
У учителей в связи с переходом к технологическому образованию возникает большое количество вопросов по поводу того как учить детей, чтобы реализовать на практике выдвинутые задачи. Практика трудового обучения и воспитания показывает, что учителя неохотно переходят к использованию новых средств и методов обучения. Это связано с тем, что в программах и изданных методических рекомендациях за последние годы для школьников по этой проблеме они находят очень скудные сведения. В основном, в методических пособиях даются подробные инструкции о том, как изготовить конкретное изделие, то есть процесс обучения сводится к «набиванию руки».
В большинстве школ по рекомендации СЭС, на урок труда отводится одночасовое занятие. Это означает, что в один из дней недели дети могут осуществить только организационную часть технологического процесса, а реализовать задуманное на практике – через несколько дней. Таким образом, чтобы дети ушли с урока с готовым объектом труда, учителям приходится на организационную часть урока затрачивать минимум отведенного времени, а практическую деятельность организовывать по принципу «делай, как я».
Наблюдения показывают, что дети имеют скудные представления о том, как организовать рабочее место, не умеют сохранять порядок на рабочем месте в процессе работы, испытывают трудности при планировании и оценке результатов труда, не знают способов преобразования и использования необходимой информации и т.д. А это неизбежно ведет к трудностям в осуществлении всестороннего развития личности ребенка. При такой организации урока технологический компонент трудовой деятельности остается за пределами педагогической организации. Происходит нарушение целостности педагогического процесса.
Часто практикующие педагоги испытывают затруднения в разработке конспекта и в формулировке целей и задач конкретного урока и занятия. В основном допускаются типичные ошибки: пропуск ряда этапов урока и несоответствие в оценке деятельности детей и поставленных перед ними задач.
Цель данной работы – изучить методические требования к современному уроку технологии в начальной школе.
Объект исследования – урок технологии в начальной школе.
Предмет исследования – методические требования к современному уроку технологии в начальной школе.
Задачи:
1. Рассмотреть дидактический аспект особенностей современного урока технологии в начальной школе.
2. Проанализировать реализацию требований ФГОС на уроках технологии в начальной школе.
3. Изучить формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе.
4. Выявить метаметодический подход к современному уроку технологии на базе учебников «Технология» в системе «Диалог».
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
2. Бордовский Г.А., Воюшина М.П., Суворова Е.П., Стефанова Н.Л. Концепция инновационной образовательной системы «Диалог» для начального и основного этапов общего образования. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013.
3. Вольтов А.В. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа / А.В. Вольтов, И.В. Муштавинская [и др.]; под ред. Н.И. Роговцевой. – М.: Просвещение, 2011. – 296 с.
4. Геронимус Т.М. Проблемы обучения младших школьников на уроках технологии в современной начальной школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2009. – № 2. – С. 88-94.
5. Геронимус Т. М. Урок труда в начальных классах / Т.М. Геронимус // Народное образование. – 2003. – № 8.
6. Голубева Л.В., Чегодаева Т.А. Анализ урока: типология, методики, диагностика. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Зеленкова И.В. Методы креативной педагогики в практике подготовки учителей начальных классов // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – Том 4. – Вып.1. – С. 320-325.
8. Исаченко С.И. О проектировании универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе // Молодой ученый. – 2009. – № 12. – С. 374-375.
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 172 с.
10. Конышева Н.М. Когда наша школа научится учитывать уроки жизни? / Н.М. Конышева // Начальная школа. – 2009. – № 1.
11. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнобразования. – М.: Академия, 1999.
12. Куревина О.А., Лутцева, Е.А. Авторская программа по технологии (для четырехлетней начальной школы). «Образовательная система «Школа 2100». ФГОС / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011.
13. Моргунова И.Г. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 255-258.
14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 285 с.
15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 168 с.