Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации учебной мастерской в общеобразовательной школе
1.1. Общая характеристика и назначение учебных мастерских
1.2. Требования к организации учебной мастерской в общеобразовательной школе
Глава 2. Проектирование учебной мастерской технического труда
2.1. Анализ соответствия требованиям учебной мастерской в МБОУ СОШ № 102
2.2. Рекомендации по организации учебной мастерской технического труда в МБОУ СОШ № 102
Заключение
Список литературы
Актуальность данной темы подчеркивается тем, что урок технологии в школе является неотъемлемой частью учебного процесса. Для того, чтобы учащиеся имели возможность полноценно обучаться разным видам труда, в том числе и технического, важно в образовательном учреждении (школе, ссузе) создать необходимые условия, к которым относятся и квалифицированные педагогические кадры, и грамотное расписание занятий и материальная база и оснащение кабинета (мастерской).
Сегодня многие руководители школ обеспокоены снижением внимания государства к проблемам формирования учебно-материальной базы трудовой подготовки обучающихся. Техническое оснащение быстро устаревает, выходит из эксплуатации, а его ремонт очень дорогостоящий.
Действительно, грамотная и качественная организация мастерской для уроков технологии требует гораздо больше средств на ее образование, чем другие кабинеты. Учебный процесс, связанный с трудом и творчеством, испытывает большую нужду в специализированной мебели, оборудовании, большом количестве материалов, инструментов, различных приспособлений, наглядных пособий, технических средств обучения и т.п. Его нужно не только приобрести, но и поддерживать в технической исправности, осуществлять профилактику и своевременный ремонт.
Помня о том, что окружающая обстановка и интерьер также являются средствами воспитания (в том числе и эстетического) важно продумать интерьер и эстетику мастерской. В нормально организованной мастерской у детей будет развиваться аккуратность, опрятность, эстетический вкус, творческие способности и трудолюбие.
Неоспорим тот факт, что материально-техническую базу мастерских необходимо оснащать самым современным и надежным (и безопасным) в работе оборудованием, привлекая к нему интерес учеников, активизируя их познавательную деятельность, развивая умения и навыки в обращении с самыми сложными приспособлениями, стимулируя их стремление к использованию различных инструментов (механических, электрических) на практике.
Оборудование мастерских зависит от финансовых возможностей учреждения, но, тем не менее, руководителям школ под предлогом отсутствия средств нельзя оборудовать мастерские не по нормам.
Объект исследования – учебная мастерская в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – специфические особенности и требования к проектированию учебной мастерской в общеобразовательной школе.
Цель исследования – изучить условия совершенствования оснащения учебных мастерских в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1) На основе анализа специализированной литературы раскрыть современные требования к организации учебной мастерской в общеобразовательной школе;
2) Произвести анализ на основе метода наблюдения и изучения документации учебной мастерской в МБОУ СОШ № 102.
3) Разработать рекомендации по совершенствованию учебной мастерской в МБОУ СОШ № 102.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Аверченко Л.К. Психология и педагогика: Учебно-методический комплекс. /Л.К. Аверченко – Новосибирск: НГУЭУ, 2005. – 120 с.
2. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. – 2010. – № 12. – С. 53-63.
3. Березняк Е.С. Руководство современной школой – М.: Аспект-пресс, 2012. – 124 с.
4. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс , 2010. – 315 с.
5. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. – М.: Просвещение, 1999. – 212 с.
6. Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод трудового воспитания учащихся // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 1. – С. 24-25.
7. Данилова Е. Рабочее место учителя труда /Народное образование. – № 10. – 2001. – С. 12-14.
8. Клюшиков Б.К. Разработка эффективных способов применения ТСО в процессе трудового воспитания учащихся – М.: Бератор, 2002. – 124 с.
9. Козырев Ю. В. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач // Управление качеством образования : теория и практика эффективного администрирования. – 2011. – № 6. – С. 60-68.
10. Коняева Н.П. Теория и методика трудового воспитания – МН: ИВЦ, 2008 – 116 с.
11. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом Учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480с.
12. Маренго А.К. Охрана труда в образовательных организациях – Мытищи: Талант, 2015. – 68с.
13. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск: Ишим, 1998. – 112 с.
14. Немов Р.С. Психология В 3 кн. Кн. 2. Психология образования : Учеб. для высш. пед. уч. заведений. /Р.С. Немов – М.: ВЛАДОС, 2010. – 608 с
15. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / Авт.-сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко. – М.: Наука, 2000. – 180 с.
16. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности. – М.: Проспект, 2000. – 152 с.
17. Подласый И.П.Педагогика: Учеб. для вузов. В 2 Т. /И.П Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 544 с.
18. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских – М.: Просвещение, 2009. – 224 с.
19. Сборник нормативно-методических материалов по технологии /Авт.-сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 224с.
20. Столяренко Д.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах. /Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 448 с.