Введение
Глава 1. Теоретические основы дистанционных технологий в дополнительном образовании
1.1. Сущность дистанционных технологий
1.2. Возможности дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Глава 2. Опыт использования дистанционных технологий в дополнительном образовании
2.1. Проект «Дистанционное обучение народным ремеслам Русского Севера»
2.2. Опыт дистанционного дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
2.3. Анализ дистанционного дополнительного образования (на примере декоративно-прикладного искусства)
Заключение
Список использованных источников
Мы живем в эпоху информатизации – непростое время перехода к информационному обществу.
Информационное общество – историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительной его чертой является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах [7].
Как справедливо отмечает А.Ю. Уваров, цель информатизации отечественного образования заключается в изменении содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях становления школы, которая призвана решать задачу подготовки молодежи к жизни в информационном обществе. При этом «жизнь не только предъявляет к школе новые требования, но и предоставляет ей инструменты для решения новых задач»: новые педагогические технологии и поддерживающие их средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [20].
В этой связи становится совершенно очевидной логичность происходящих изменений как в системе образования в целом, так и в системе дополнительного профессионального образования, а именно повышения квалификации педагогических кадров. Под повышением квалификации будем понимать «учебную деятельность, направленную на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации, предусматривающую освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Осуществляется повышение квалификации в рамках системы непрерывного образования» [1]. Соответственно, система переподготовки и повышения квалификации работников образования занимает ведущее место среди механизмов, обеспечивающих поддержку и развитие потенциала педагогов.
Цель работы – изучить дистанционные технологии дополнительного образования.
Задачи:
1. Изучить сущность дистанционных технологий.
2. Рассмотреть возможности дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Проанализировать опыт использования дистанционных технологий в дополнительном образовании.
Объект исследования – дополнительное образование.
Предмет исследования – дистанционные технологии дополнительного образования.
Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный метод; обобщение.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: принят 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст. 3.
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон принят Государственной Думой 21.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (Ч. 1). – Ст. 7598.
3. Об использовании дистанционных образовательных технологий: приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 г. № 137 // Российская газета. 2005. № 3848.
4. Бирюкова К. Опыт использования дистанционного образования для организации обучения детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] Режим доступа: http://social-orthodox.info/pages/5_6_distancion_obuch.htm#_ftn1 (дата обращения 20.06.2015)
5. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
6. Грачев Н.Н. Вопросы использования дистанционных технологий обучения в дополнительном образовании // Инновационные информационные технологии. – 2013. – Т. 2. – № 2. – С. 166-169.
7. Дикалова М.В., Спирина В.И. Возможности дистанционного обучения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 45-49.
8. Дистанционное обучение народным ремеслам Русского Севера [Электронный ресурс] Режим доступа: http://remeslodo.ru/ (дата обращения 20.06.2015)
9. Ильинская Я.А. Дистанционные технологии в системе дополнительного непрерывного образования // Глобальный научный потенциал. – 2015. – № 1 (46). – С. 21-25.
10. Каргиева З.К., Шапка И.С. Совершенствование управления системы дополнительного профессионального образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 11. – С. 109-115.
11. Ложниченко О.В., Загрийчук В.П. Пути повышения эффективности дополнительного профессионального образования // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 12. – С. 11-12.
12. Насрутдинова Л.С. Эффективность использования дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования // Тенденции и перспективы развития электронного образования: Материалы Международной научно-методической видеоконференции. Тюменский государственный нефтегазовый университет; Под редакцией В.В. Майера, С.М. Моор, С.В. Соколковой. – Тюмень, 2014. – С. 60-62.
13. Новиков В.А., Гришин А.И. Дистанционное обучение в среде дополнительного профессионального образования // Компетентность. – 2009. – № 5. – С. 4-9.
14. Осипова О.П. Психологическое обеспечение повышения квалификации слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий / О.П. Осипова, Е.В. Рябышева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2010. – № 2(4). – С. 11-19.
15. Пивень Д.В., Ленок Г.В., Алферова М.А. Современные образовательные технологи в непрерывном образовании специалистов // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2009. – Т. 90. – № 7. – С. 248-249.
16. Преимущества MOODLE [Электронный ресурс] / URL: www.opentechnology.ru (дата обращения: 7.06.2015)
17. Романенкова Д.Ф. Основные элементы модели дистанционного обучения инвалидов в вузе [Электронный ресурс] / URL: http://www.lib.csu.-ru/8/2001_01/035.pdf (дата обращения: 5.06.2015)
18. Солдатов Д.В. Дети с ограниченными возможностями здоровья: обеспечение успешности дистанционного обучения // Специальное образование: Материалы IX Международной научной конференции. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург, 2013. – С. 335-338.
19. Технологии и ресурсы электронного обучения: учеб.-практич. пособие / Д. Руткаускьене [и др.]. – Харьков: Точка; Каунас: Каунасский технологический ун-т, 2011. – 352 с.
20. Уваров А.Ю. Информатизация школы: направления перемен [Электронный ресурс] / Отечественные записки. – 2008. – № 1. URL: http://ww-w.strana-oz.ru/ (дата обращения: 5.06.2015)
21. Фарино К.С., Сидорик В.В., Стрелкова И.Б. Апробация моделей электронных учебно-методических комплексов в системе дополнительного образования взрослых при дистанционном обучении // Проблемы современной науки. – 2013. – № 10-1. – С. 154-161.