Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Методические требования к современному уроку технологии в начальной школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2014 | Страниц: 31

Введение

1. Теоретические основы современного урока технологии в начальной школе

1.1. Дидактический аспект особенностей современного урока технологии в начальной школе

1.2. Реализация требований ФГОС на уроках технологии в начальной школе

2. Современные методические требования к уроку технологии в начальной школе в рамках ФГОС

2.1. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе

2.2. Метаметодический подход к современному уроку технологии на базе учебников «Технология» в системе «Диалог»

Заключение

Список литературы

В настоящее время общество выдвигает новые требования к трудовой подготовке школьников. Основной целью школьного обучения становится формирование творческой, продуктивно мыслящей личности, владеющей универсальными учебными действиями, взаимосвязанными способами преобразующей деятельности. Это связано с тем фактом, что в современном информационно-компьютерном способе производства главенствующим становится умение осуществлять поиск оптимальных (наилучших) способов создания продукции.

У учителей в связи с переходом к технологическому образованию возникает большое количество вопросов по поводу того как учить детей, чтобы реализовать на практике выдвинутые задачи. Практика трудового обучения и воспитания показывает, что учителя неохотно переходят к использованию новых средств и методов обучения. Это связано с тем, что в программах и изданных методических рекомендациях за последние годы для школьников по этой проблеме они находят очень скудные сведения. В основном, в методических пособиях даются подробные инструкции о том, как изготовить конкретное изделие, то есть процесс обучения сводится к «набиванию руки».

В большинстве школ по рекомендации СЭС, на урок труда отводится одночасовое занятие. Это означает, что в один из дней недели дети могут осуществить только организационную часть технологического процесса, а реализовать задуманное на практике – через несколько дней. Таким образом, чтобы дети ушли с урока с готовым объектом труда, учителям приходится на организационную часть урока затрачивать минимум отведенного времени, а практическую деятельность организовывать по принципу «делай, как я».

Наблюдения показывают, что дети имеют скудные представления о том, как организовать рабочее место, не умеют сохранять порядок на рабочем месте в процессе работы, испытывают трудности при планировании и оценке результатов труда, не знают способов преобразования и использования необходимой информации и т.д. А это неизбежно ведет к трудностям в осуществлении всестороннего развития личности ребенка. При такой организации урока технологический компонент трудовой деятельности остается за пределами педагогической организации. Происходит нарушение целостности педагогического процесса.

Часто практикующие педагоги испытывают затруднения в разработке конспекта и в формулировке целей и задач конкретного урока и занятия. В основном допускаются типичные ошибки: пропуск ряда этапов урока и несоответствие в оценке деятельности детей и поставленных перед ними задач.

Цель данной работы – изучить методические требования к современному уроку технологии в начальной школе.

Объект исследования – урок технологии в начальной школе.

Предмет исследования – методические требования к современному уроку технологии в начальной школе.

Задачи:

1. Рассмотреть дидактический аспект особенностей современного урока технологии в начальной школе.

2. Проанализировать реализацию требований ФГОС на уроках технологии в начальной школе.

3. Изучить формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе.

4. Выявить метаметодический подход к современному уроку технологии на базе учебников «Технология» в системе «Диалог».

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Дидактический аспект особенностей современного урока технологии в начальной школе

Урок технологии подчиняется общим закономерностям, принципам и правилам дидактики. Вместе с тем следует признать, что это очень специфичный урок, позволяющий говорить о его особенностях и некоторых принципиальных отличиях от других уроков начальной ступени обучения. Кратко охарактеризуем основные из этих особенностей.

1. На уроке технологии дети включаются в два вида деятельности одновременно: в трудовую и учебную. Каждая из этих видов деятельности имеет свою мотивацию и цель, свои закономерности, особую структуру и организацию. На уроке эти виды деятельности тесно связаны, образуя сложный комплекс учебных и трудовых действий и операций, и, взаимно влияя друг на друга. На разных этапах урока технологии то один, то другой вид деятельности может играть доминирующую роль. Наиболее значимой для ученика становится подготовка рабочего места к предстоящему труду: удобная и безопасная раскладка инструментов, правильный подбор материалов и прочее; основное внимание и силы он направляет на изучение свойств материала, который будет обрабатывать, или на рассказ учителя о каком-либо технологическом процессе, или на выполнение необходимых расчетов. Постоянно переключаясь с одного вида деятельности на другой, ученик должен не терять общую нить свой работы на уроке, ее логику, последовательно продвигаясь к цели. Это для младшего школьника достаточно трудная задача. Учитывая сказанное, можно утверждать, что деятельность, в которую включаются дети на уроке технологии, интегрирует свойства и качества двух достаточно разных видов деятельности и ее с полным основанием можно назвать комплексной учебно-трудовой деятельностью. Это предопределяет все прочие особенности и специфические черты урока технологии.

2. Двуединство цели урока является основной особенностью урока технологии. Труд детей на уроке – это не тот труд, которым заняты взрослые. Педагог включает детей в трудовой процесс на уроке, то есть это учебно-трудовой процесс. Каждый вид деятельности в таком процессе направлен на свой конечный результат, это и есть цель деятельности. Для трудовой деятельности это конкретный продукт труда: то изделие, изготовлением которого дети заняты, или какая-либо услуга. Получение этого продукта – конечная цель их трудовой деятельности на данном уроке. Учебная деятельность имеет иную цель – усвоение определенного объема знаний, как политехнического, так и общего характера, непосредственно связанных с содержанием труда детей; овладение сложными и простыми трудовыми умениями; закрепление некоторых умений и доведение их до уровня навыка [10].

Нельзя определить, какая из названных целей важнее. Для детей результат их трудовой деятельности (конкретный продукт труда) более привлекателен, следовательно, и более значим. Именно он в большей степени мотивирует их трудовую и учебную активность, способствуя возникновению доминирующих мотивов этой комплексной деятельности, особенно если продукт труда интересен, необычен, ярок, занимателен, красив; если ребенок знает, где и как он будет использовать изделие, какова польза от его работы. Это обусловлено тем, что мышление младших школьников наглядно-образное. Конкретный объект труда изначально им понятнее, интереснее и привлекательнее, чем абстрактное теоретическое знание, связанное с ним. Интеллектуальные и практические умения, которые формируются в процессе трудовой деятельности, не воспринимаются младшими школьниками как важные компоненты учебной деятельности, которые подлежат целенаправленному усвоению. Они для детей – лишь средства, с помощью которых можно сделать нужную, полезную вещь.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

2. Бордовский Г.А., Воюшина М.П., Суворова Е.П., Стефанова Н.Л. Концепция инновационной образовательной системы «Диалог» для начального и основного этапов общего образования. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013.

3. Вольтов А.В. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа / А.В. Вольтов, И.В. Муштавинская [и др.]; под ред. Н.И. Роговцевой. – М.: Просвещение, 2011. – 296 с.

4. Геронимус Т.М. Проблемы обучения младших школьников на уроках технологии в современной начальной школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2009. – № 2. – С. 88-94.

5. Геронимус Т. М. Урок труда в начальных классах / Т.М. Геронимус // Народное образование. – 2003. – № 8.

6. Голубева Л.В., Чегодаева Т.А. Анализ урока: типология, методики, диагностика. – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Зеленкова И.В. Методы креативной педагогики в практике подготовки учителей начальных классов // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – Том 4. – Вып.1. – С. 320-325.

8. Исаченко С.И. О проектировании универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе // Молодой ученый. – 2009. – № 12. – С. 374-375.

9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 172 с.

10. Конышева Н.М. Когда наша школа научится учитывать уроки жизни? / Н.М. Конышева // Начальная школа. – 2009. – № 1.

11. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнобразования. – М.: Академия, 1999.

12. Куревина О.А., Лутцева, Е.А. Авторская программа по технологии (для четырехлетней начальной школы). «Образовательная система «Школа 2100». ФГОС / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011.

13. Моргунова И.Г. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 255-258.

14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 285 с.

15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 168 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское