Введение
Глава 1. Теоретические основы технологий блочно-модульного обучения
1.1 Понятие и содержание блочно-модульное обучение
1.2 Принципы блочно-модульного обучения
1.3 Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении
Глава 2. Контроль и преимущества блочно-модульной системы обучения
2.1 Педагогический контроль в блочно-модульном обучении
2.2 Преимущества блочно-модульной системы обучения
Заключение
Список использованной литературы
Блочно-модульное обучение в разных вариантах широко используется многими учебными заведениями. За последние 20-25 лет его идеи получили широкое распространение в США, Англии и других странах. Например, в Мичиганском университете модульный метод является одним из направлений индивидуального обучения, который позволяет организовать самообучение с регулированием не только скорости обучения, но и содержания учебного материала.
На сегодняшнем этапе развития экономики, когда в большинстве стран происходит переход от индустриальной к информационной эре, которая характеризуется использованием программно-управляемого оборудования, ЭВМ и других технических коммуникаций, ставятся высокие требования к подготовке рабочих и специалистов. Основным показателем уровня квалификации современного специалиста является профессиональная компетентность, которая включает в себя содержательный и процессуальный компоненты, которые являются связующей цепочкой знаний, умений и навычек. В отличие от обобщенного «социального заказа общества» на подготовку специалиста, профессиональная компетентность выражает реальный уровень подготовки кадров, предлагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в конкретных условиях. Конкретный специалист должен знать сущность проблемы, уметь решать ее практически, владеть гибкостью метода.
Актуальность данного исследования заключается в том, что возможности блочно-модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением - мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.
Цель курсовой работы заключается в изучении технологии блочно-модульного обучения. Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы технологий блочно-модульного обучения;
- Разобрать педагогический контроль в блочно-модульном обучении;
- Выявить преимущества блочно-модульной системы обучения.
Методы исследования: анализ информационных источников по проблеме исследования.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что исследование позволит обобщить знания о блочно-модульной технологии, как об одном из наиболее эффективных методов обучения.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы технологий блочно-модульного обучения
1.1 Понятие и содержание блочно-модульное обучение
Технология модульного обучения базируется на парадигме, сущность которой состоит в том, что учащийся обязан учиться самостоятельно, а учитель должен выполнять руководство его обучением: подкреплять доводами, организовывать, направлять, советовать, проверять. Данная технология интегрирует в себе почти все современные мысли, накопленные в преподавательской теории и деятельности.
Задача модульного обучения состоит из содействия формированию самостоятельности учащихся, их умению заниматься с учетом личных методов проработки учебного материала.
Модуль - это базовое средство модульного обучения, которое представляется законченным блоком информации, и кроме того содержит в себе целевую программу мероприятий и методическое описание, обеспечивающее достижение назначенных дидактических целей.
Модульное обучение - это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе.
Программа обучения в условиях использования данной технологии показано в законченных независимых комплексах (информационных блоках). Их воспринятые осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая заключает в себе указание не только на объем исследуемой темы, но и на степень изучения. Помимо этого, каждый учащийся получает от педагога рекомендации в письменной форме, как разумнее поступать, где найти необходимый учебный материал и т. д.
Специфики блочно-модульной технологии:
- смысл обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), проработка которых исполняется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для учащегося и имеет в себе не только установку на количество изучаемой темы, но и на уровень его изучения.
- учащийся полностью или выборочно может собственными силами заниматься с рекомендованной ему учебной программой, которая включает в себя целевую программу шагов, основы информации и методическое описание для достижения дидактических целей.
- осмысливать себя в деле, лично установить степень изучения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
- модульная технология гарантирует индивидуализацию обучения: по теме, по скорости изучения, по степени самостоятельности, по способам и приемам учения, по способам контролирования и самодисциплины. (Блочно модульная технология позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося - характер, быстрота мышления, исходный уровень знаний по дисциплине).
- немаловажным новым элементом возникает работа специалистов на занятиях. Это может быть постоянная группа учащихся, или подгруппа распределяется на группы специалистов по разным вопросам темы. Занятие со специалистами - это работа по системе «консультант» специалисты
- нововведением является рефлексия. Учащиеся обязаны производить оценку своей работы на занятиях, определив, что эта работа дала им на занятии. Эта рефлексия дает возможность установить только внешнюю сторону итогов работы.