ВВЕДЕНИЕ
1. Роль и место наглядных средств в обучении географии
2. Виды наглядных средств обучения и методика их использования
3. Особенности использования наглядных средств обучения в школьном курсе «География России»
4. Разработка урока «Опасные природные явления» с использованием наглядных средств обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Большое количество ученых рассматривают наглядность, как средство предметно-изобразительной информации, способствующее формированию у школьников правильных представлений, получению определенного объема знаний. В психолого-педагогической литературе и в школьной практике наглядность рассматривалась, в основном, как чувственно-конкретная средство познавательной деятельности. Причем, часто одно средство наглядности рассматривают как наилучшее в сравнении другим, ориентируют на использование его в целях облегчения усвоения знаний. Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на большое количество работ, посвященных различным аспектам применения наглядности, вопросы применения ее на уроках географии остаются наименее исследованными.
Средства обучения, имеющиеся сейчас на вооружении школьной географии, представляют собой многогранный учебный комплекс, функционирующую систему, подчиненную определенной структуре. Однако необходимо помнить, что школьная география вслед за развитием и перестройкой нашего общества претерпевает серьезные изменения, главным образом со стороны содержания, поэтому система средств обучения должна рассматриваться как гибкое, отвечающее времени образование, в котором функциональная роль каждого из составляющих ее компонентов может меняться под воздействием многих факторов.
Цель работы – рассмотреть возможности использования наглядных средств обучения при изучении опасных природных явлений в курсе «География России».
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс обучения с учетом применения наглядных средств обучения.
Предмет исследования – методика использования наглядных средств обучения при изучении опасных природных явлений в курсе «География России».
Задачи:
1. Определить роль и место наглядных средств в обучении географии.
2. Изучить виды наглядных средств обучения и методику их использования.
3. Выявить особенности использования наглядных средств обучения в школьном курсе «География России».
4. Разработать урок «Опасные природные явления» с использованием наглядных средств обучения.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы, посвященные наглядным средствам обучения (А.А. Беляков, А.Р. Ибрагимова, А.А. Юнусов и др.), а также специфике их использования в школьном курсе географии (Н.Н. Баранский, Н.А. Гончарова, Р.А. Заездный, Л. М. Панчешникова и др.).
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов и программ по географии; обобщение передового опыта работы педагогов.
Научная новизна заключается в том, что систематизированы данные по использованию наглядных средств обучения в курсе географии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены имеющиеся материалы по использованию наглядных средств обучения на уроках географии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что был разработан план-конспект урока по географии с использованием наглядных средств обучения.
1. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. – М.: Просвещение, 1960. – 451 с.
2. Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2016. – 336 с.
3. Беляков А.А., Буровкина Л.А. Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2010. – Т. 16. – № 1. – С. 212-218.
4. Галай И. П. Методика обучения географии / И. П. Галай. – Мн.: Аверсэв, 2006. – 157 с.
5. География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства / авт.-сост. А.Б. Моргунова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 150 с.
6. Гончарова Н.А. Наглядность на уроке географии // Научные труды SWorld. – 2014. – № 4 (декабрь). – С. 73-77.
7. Денисов А.Е., Казанский В.М. Дидактические принципы применения средств обучения. – Киев, «Вища школа», 1982. – 52 с.
8. Дрижун И.Л. Технические средства обучения химии. – М.: Высш. шк., 2009. – 175 с.
9. Душина И. В. Методика преподавания географии: пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов / И.В. Душина, Г.А. Понурова. – М., 1996. – 192 с.
10. Дюсембинова С.М. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии // Проблемы научной мысли. – 2017. – Т. 1. – № 5. – С. 49-52.
11. Заездный Р.А. Географическая наглядность в преподавании географии / Р.А. Заездный. – М.: Просвещение, 1986. – 196 с.
12. Ибрагимова А.Р. Сущность наглядных средств обучения в психолого-педагогической литературе и в практике специального образования // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – 2015. – № 1. – С. 22-24.
13. Иванов Ю.А. Методика преподавания географии: учебно-методическое пособие по методике преподавания географии / Ю.А. Иванов; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2012. – 420 с
14. Иванов Ю.А. Педагогические технологии в обучении географии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей географических факультетов институтов и университетов – Брест. БрГУ им. А. С. Пушкина, 2008. –170 с.
15. Интерактивная доска в школе / авт.-сост. Е.А. Голодов, И.В. Гроцкая, В.Е. Бельченко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 86 с.
16. Использование средств обучения в преподавании географии / Ю.Г. Барышева, М.Б. Вестицкий, Т.В. Григорьева [и др.]; Под ред. Ю.Г. Барышевой. – М.: Просвещение, 1989. – 150 с.
17. Кузнецов М.В. Методика географии: основы географической дидактики. – Симферополь, НАТА, 2009. – 230 с.
18. Кузнецова Е.Ю. Геоинфографика как современное средство наглядности в школьной географии // Современные научные исследования и разработки. – 2016. – № 3 (3). – С. 316-318.
19. Методика обучения географии в школе / Л. М. Панчешникова, И. В. Душина, В. П. Дронов и др.; Под ред. Л. М. Панчешниковой. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. – 320 с.
20. Обух Г.Г. Методика обучения географии. / Г.Г. Обух. – Минск: Аверсэв, 2001. – 184 с.
21. Петров А.В., Попова Н.Б. Классификация средств наглядности современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2007. – № 2. – С. 88-92.
22. Петрова Е. Ю. Теория и методика обучения географии: учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов / Е. Ю. Петрова. – Томск: Издательство ТГПУ, 2010. – 168 с.
23. Подвальная Е.В. Проблема использования мультимедийных учебных презентаций на уроках географии // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 33-36.
24. Попова Н.Б. Классификация средство наглядности в системе развивающего обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7-2. – С. 207-210.
25. Семенюченко Н.В., Насонова Е.Е., Протопопова Л.Е. Актуальность использования наглядных средств в современных учебниках // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 2. – С. 95-97.
26. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
27. Юнусов А.А., Рахымбек Д., Юнусова А.А., Айтбаева Н.Ж. Наглядность в активизации познавательной деятельности учащихся // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 240-243.