Курсовая работа|Педагогика

Изучение цветовой лексики на внеклассных уроках в средней школе по материалам творчества В.Я. Брюсова

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 69

Цена: 1 100
Купить работу

Введение

Глава I. Русская цветовая лексика как система 

1.1. Цвет, цветовосприятие и цветовой символизм

1.2. Система цветообозначений в русском языке .

1.3. Качественные прилагательные со значением цвета как основа системы цветообозначений .

1.4. Роль цветообозначений в поэтическом тексте

Глава 2. Изучение русской цветовой лексики в средней школе.

2.1. Лексические изобразительные средства

и их изучение в средней школе

2.2. Внеклассная работа по русскому языку и литературе:

формы, методы, специфика .

2.3. Анализ языка поэзии на внеклассных занятиях 

2.4. Обогащение речи учащихся цветовой лексикой

(на материале поэзии В. Я. Брюсова) .

Заключение

Приложения 

Конспект внеклассного занятия по поэзии В.Я. Брюсова по теме «В.Я. Брюсов – поэт и художник» . .

Темой курсовой раб оты является «Русская цветовая лексика и её из учение на  вне классных за нятиях в сред ней школе (на  материале по эзии В. Я. Брюсова)»

Данную тем у мы вы брали в связи с инт ересом со временной на уки к авто рской карт ине мира. Цветовая лексика в этом план е, с на шей точки зрения, является одним из  важн ых по казателей и атрибутом, кот орый по зволяет до статочно широко и на глядно про анализировать авто рский концепцию.

Актуальность исследовательской работы. Актуальность на стоящей раб оты об условлена по вышенным вним анием со временной на уки (литературоведения и лингвистики) к текст овому во площению авто рской карт ины мира. Важность из учения цвета определяется тем , что цвет являются одно й из  ключевых со ставляющих об щечеловеческой концептуальной карт ины мира и авто рской по этической карт ины мира. Также акт уальность вы бранной тем ы курсовой раб оты определяется не достаточной из ученностью цветовой гаммы в лирике В.Я. Брюсова, а так же мет одики его из учения.

Предмет исследования – русская цветовая лексика в лирике В.Я. Брюсова.

Объект исследования – из учение цветовой лексики на  вне классных уроках в сред ней школе по  материалам творчества В.Я. Брюсова.

Материал исследования ста ло творчество В.Я. Брюсова, на ми бы ло про анализировано бол ее 150 стихотворений из  раз ных по этических сборников «Юношеское», «Шедевры» (1893 - 1897 гг.), «Третья стра жа», «Граду и миру», «Все на певы» (1898 - 1908 гг), «Зеркало теней», «Семь цветов радуги» (1909 - 1918 гг.), «В так ие дни», «Миг», «Дали», «Спеши» (1918 - 1924 гг.)

В дан ной курсовой раб оте мы ста вим пер ед со бой две цели:   

1) лингвистическая – описать сис тему цветообозначений в по эзии и особ енности цветовой лексики В.Я. Брюсова.

В ходе до стижения по ставленной цели бы ли по ставлены след ующие за дачи:

- рас смотреть сис тему цветообозначений в русском языке;

- про анализировать роль цветообозначений в по этическом текст е;

- рас смотреть спец ифику по этического мира В.Я. Брюсова;

-  описать и сис тематизировать по этизмы со  знач ением цвета в лирике        В.Я. Брюсова;

 2) лингвометодическая – по знакомить уча щихся с лексико-семантическими особ енностями цветовой лексики и раз работать серию вне классных за нятий, по священную цветописи в русской по эзии.

В ходе до стижения по ставленной цели бы ли по ставлены след ующие за дачи:

- рас смотреть по нятие из образительно-вы разительные лексические сред ства;

- описать мет оды и при емы раб оты на д лексическими из образительными сред ствами  на  уроках в школе;

- сис тематизировать форм ы и мет оды вне классной раб оты по  русскому языку и литературе, рас смотреть их спец ифические особ енности;

- раз работать конспект урока по  вне классному мер оприятию, на правленному на  из учение цветовой лексики по  материалам лирики В.Я. Брюсова;

- про вести анализ языка по эзии на  вне классных за нятиях по  тем е: «В.Я. Брюсов – по эт и художник»;

- рас смотреть способ ы об огащения речи уча щихся цветовой лексикой  (на  материале по эзии В. Я. Брюсова)

Методологической основой курсовой раб оты являются ис следования М.П. Эпштейна, И.Ю. Чистяковой,  С.А. Верескун и др.

В ходе ис следования бы ли ис пользованы ис торико-типологический и структур но-семантический, со поставительный методы.

Научная новизна курсовой раб оты за ключается в том, что в рамках дан ной про блематики анализируется ис пользование цветовой лексики в лирике В.Я. Брюсова, рас смотрены мет одические при ёмы из учению цветовой лексики на  уроках в школе, в том числе на  вне классных мер оприятиях, а так же раз работана серия вне классных за нятий, по священную цветописи в русской по эзии на  материале творчества            В.Я. Брюсова.

Практическая значимость курсовой раб оты – результаты ис следования могут бы ть ис пользованы при  со ставлении за нятий в школе по  из учению лирики В.Я. Брюсова, а так же вне классных мер оприятий, на правленных на  из учение цветовой лексики.

Курсовая раб ота со стоит из  введ ения, трёх глав, за ключения, библиографического списка и при ложения, в кот ором при ведён при мер конспекта вне классного материала по  тем е: «В.Я. Брюсов – по эт и художник».   Общий об ъем раб оты 84 стра ницы.

 

Глава I. Русская цветовая лексика как система

I.1. Цвет, цветовосприятие и цветовой символизм

Цвет считается один из  про стых и в то же врем я знач имых ощущений. Мир цвета существ ует вне  за висимости от  на с, мы при выкли на ходиться в мире цвета, и сам а при рода дает чело веку все  без  ис ключения вид ы цвета. Непосредственно цвет форм ирует у мастеров и писателей четкое и целостное миро чувствование, миро восприятие.

У ис токов культ уры цвет бы л равнозначен текст у, цвет и пре дмет со ставляли одно  един ое целое [Борисова 1967:184]. Позже элемент арные абсолютные цвета - красный, оранжевый, синий, желтый, зеленый, белый, черный, пре бывающие в ядре цветного по ля, на чали пре дставлять в раз личных качествах. Универсальная категория - в языке, устойчивые символы - в ис кусстве и религии. Вплоть до  со временного врем ени,  как гов орит В.Тернер, варварские и про стые на роды со поставляют белый, черный и красный с бол ее знач имыми для них элемент ами и акт уально знач имыми стихиями – «кровью, молоком, пламенем, землёй» [Тернер 1972: 50-81].

В пер вый раз  вы явил связь между  цветными впечатлениями и душевным со стоянием чело века И. В. Гете. Он де тально описывал физическое, нравственное и эстетическое влияние цвета – «цвета де йствуют на  душу: они могут вы зывать чувства, про буждать эмоции, кот орые на с успокаивают или во лнуют, печалят или радуют».

Мысли Гете в дальнейшем раз рабатывались по этами (символистами), комп озиторами (А. Скрябин), живописцами (В. Кандинский, М. Чюрленис, М. Врубель), спец иалистами по  психологии (В. Вунд, М. Дерибере, Л.С. Выготский) и языковедами [Соловьева 2001: 5].

  Цвет, цветовосприятие и цветовой символизм уже давно за нимает учен ых в раз личных сфер ах по знания. Однако вплоть до  со временного врем ени никак не  бы л вы работан об щий аспект к раз ным нюансам тона. Ученых за нимает, каким способ ом цветные групп ы от ображены в чело веческом со знании. За на званиями цвета сто ят  широкие инф ормативные во зможности, что считается базой не простой и многоуровневой цветовой  символики.

Как по лагает Кандинский: «Действие цвета … при водит к двум главным результатам:

1) осуществляется чисто физическое во здействие цвета, когда глаз очарован его красотой и друг ими его сво йствами. Зритель ис пытывает чувство удовлетворения, радости, или же глаз ис пытывает раз дражение, какое мы ощущаем от  острого блюда. Эти ощущения за тем угасают или утихают, как бы вает, когда коснешься пальцем куска льда. Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно про никает глубже, вы зывает бол ее глубокие чувства и мож ет вы звать целую цепь психических пер еживаний, так  же и по верхностное впечатление от  цвета мож ет раз виться в пер еживание.

2) В этом слу чае на лицо второй главный результат на блюдения — психическое во здействие цвета. В этом слу чае об наруживается психическая сил а краски, она вы зывает душевную вибрацию. Так пер воначальная элемент арная физическая сил а ста новится путем, на  кот ором цвет до ходит до  души» [Кандинский 1992: 42].

Особенность рос сийской духовности, русского духа от разилось в на шем ис кусстве. Подобные нюансы рос сийской духовности как от ветственность, как от бор ис тины, без условно, описываются в раб отах многочисленных рос сийских по этов. Данные аспекты от ражаются и в рос сийской музыке, и в живописи.

В течении раз вития со бытий сущность цветных знаков и по дход к ним из менялись, основ а символики со хранилась по стоянной. Как прав ило речь про ходит о символах основ ных цветов, к каким бол ьше при числяют хроматические: белый и черный. В связи с определен ной культ урой дан ный цветной комп лект способ ен не существенно из меняться.

Наиболее элемент арные символы по явились в след ствии прямого во здействия цвета на  чело века. Таким способ ом,  мы улавливаем сред у или пре дмет и при обретаем так ом слу чае не которые эмоции (про стота, серьезность, теплота и др.)

Глубинный символизм базируется на  ста бильных об ъективных сво йств при роды и чело века: красный  – пламя и кровь, желтый – со лнышко и свет, зеленый  – рас тения и лес, синий  – океан и не беса. За многочисленные тысячи лет со бственной жизни инд ивид на учился опасаться тьмы, из  кот орой на  не го падали раз личные про блемы (дикие животные, про тивники и пр.). Светлые  тона, на против, смешили или успокаивали. Данные конкретные ассоциации им ели в со бственной основ е по вседневный опыт чело века. Переходя на  генном уровне из  по коления в по коление, они за  тысячелетия по лучили форм у  архетипов. По этой при чине оранжево-желтые тона ассоциируются у на с с со лнцем, сине-голубые – с морем, не бом, спокойствием. 

  1. Асанова Л.Н. Поэтическая Россия. – М., Советская Россия, 1990. – 387 с.
  2. Алимпиева Г. В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы. – Л., 1986. – С. 81-84.
  3. Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика. –СПб.: Речь, 2007. – 205 с.
  4. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. – М., 1975. – 134 с.
  5. Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994. – 528 с.
  6. Борисова М.Б. Индивидуальное в семантике слова и отражение его в словаре М. Горького // Очерки по русскому языку и стилистике. –Саратов, 1967. – С. 184.
  7. Брагина А.А. «Цветовые» определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. – М., 1982. – С.56-81.
  8. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. – М.: «Наука», 1975. – 288 с.
  9. Брюсов В.Я. Стихотворения. – М.: Профиздат, 2009. – 380 с.
  10. Василевич А. П., Кузнецова С. Н., Мищенко С. С. Цвет и названия цвета в русском языке / Под общ. ред. А. П. Василевича. – М.: КомКнига, 2005. – 216 с.
  11. Василевич А.П., Скокан Ю.Н. К методике сопоставительного исследования: На примере лексики цветообозначений // Вопросы языкознания. – 1986. – № 3. – С. 56-62.
  12. Велибекова Э.Т. Система внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/sistema-vneurochnoi-deiatelnosti-po-russkomu-iazyk.html (дата обращения: 14.02.2018)
  13. Виноградов В.В. Русский язык. –М., 1986. – 312 с.
  14. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: Изд-во. Ан. СССР, 1963. – 255 с.
  15. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста. – М.,1989. – 278 с.
  16. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М.,1991. – 397 с.
  17. Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. – М.,1959. – 374 с.
  18. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 240 с.
  19. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.,1993. – 450 с.
  20. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – М.: Просвещение, 1965. – 102 с.
  21. Герасименко И.А. Средства экспликации цвета в языке современной художественной литературы // Языковые категории и единицы: синтагматический аспект: материалы X Межд. науч. конференции (Владимир, 24–26 сентября 2013 г.), посвященной 60-летию кафедры русского языка. – Владимир: Транзит‑ИКС, 2013. – С. 88–95.
  22. Герасимов Г.И. Снежно-белый, изумрудно-зеленый // Русская речь. – 1978. – № 2. – С. 10-12.
  23. Григорьева О.Н. Цвет и запах власти. Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном текстах: Учеб. пособие. – М.: Флинта; Наука, 2004. – 248 с.
  24. Григорьева А. Д. Судьба поэтической фразеологии в русской поэзии Х1Х-ХХ вв. // Очерки по стилистике художественной речи. – М., 1979. – С. 170.
  25. Гречишкин С.С. Ранняя проза Брюсова. – М.: «Просвещение», 1980. – 187 с.
  26. Дэвидсон Д. Что означают метафоры. – М.,1990. – 295 с.
  27. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977. – 245 с.
  28. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  29. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. – М., 2002. – 319 с.
  30. Зубова Л.В. Поэзия М. Цветаевой. Лингвистический аспект. – Л., 1989. – 78 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское