Актуальность темы исследования. В условиях особо-охраняемого эколого-курортного региона Республики Дагестан актуальным является сохранение того природного, культурного и рекреационного потенциала, который определяет специализацию экономики данной территории, формирует инвестиционную привлекательность региона и выступает залогом для будущего развития.
Для того, чтобы сохранить уникальную природу региона и его исторических и культурных объектов, необходимо обеспечить переход к рекреационной политики путем модернизации инфраструктуры культурного пространства Гунибского района Республики Дагестан, которое позволит не только улучшать рекреационный и экономический потенциал, но и сократить плохое воздействие на окружающую среду, рационально использовать ресурсы и сохранить имеющиеся возможности.
Переход к рекреационной политики в процессе модернизации объектов культурного пространства предполагает эффективное управление экономикой региона, согласованные и скоординированные действия органов власти и управления всех уровней, что является актуальным для исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы. Одним из начальных этапов должно стать рациональное управление отходами производства и потребления, а также скорейшее внедрение новой отрасли экономики – отходопереработки. Далее необходимо восстановить систему санаторно-курортного лечения и отдыха в районе, улучшив состояние культурных и исторических объектов путем модернизации.
Все эти условия требуют выполнения серьезных научных исследований, направленных на выявление рекреационных ресурсов модернизации, их учета и рационального использования. Выше перечисленное и определило актуальность данного исследования.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили исследования научной литературы по вопросам эколого-экономических приоритетов рекреационной политикив процессе модернизации объектов культурного пространства посвящены работы таких ученых, как: Абдурахманова Г.М., Абдурахмановой А.Г. , Алиева Н-К.К, Вернадского В.И., Лукьянчикова Н.Н., Потравного И.М., Гирусова Э.В., Лопатина В.Н., Акимова Т.А., Хаскин В.В., и др.
Практическая значимость исследования. Поскольку Республика Дагестан входит в состав особоохраняемых природных территорий, особое внимание региону уделяется органами власти федерального, регионального и местного уровня. На федеральном и региональном уровне разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база. Регулированием отношений в сфере управления особоохраняемыми территориями занимаются такие организации как Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, а также органы местного самоуправления. Однако их деятельность на данный момент не является согласованной, отсутствуют механизмы эффективного взаимодействия между данными организациями, что препятствует оперативному решению проблем, связанных с переходом к рекреационной политикив процессе модернизации объектов культурного пространства. При наличии «Стратегии социально-экономического развития Гунибского района Республики Дагестан до 2020 года» до конца не определены приоритеты рекреационной политики в процессе модернизации объектов культурного пространства.
Актуальность обозначенных проблем, недостаточная разработанность ряда аспектов рекреационной политики в процессе модернизации инфраструктуры культурного пространства, наличие значительного круга дискуссионных вопросов предопределили выбор темы, постановку цели, задачи и структуру исследования.
Целью работы является изучение приоритетов и механизма рекреационной политики, выявления основных проблем, возникающих при переходе Гунибского района Республики Дагестан к рекреационной политики в процессе модернизации инфраструктуры культурного пространства и определение путей защиты и сохранения природной среды региона, уникальных лечебных и рекреационных ресурсов Республики Дагестан.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1.раскрыть теоретико-методологические основы рекреационной политики;
2.исследовать эколого-экономическое содержание рекреационной политики;
3.определить основные проблемы, связанные с переходом Гунибского района Республики Дагестан к рекреационной политики;
4.проанализировать состояние рекреационной политики в процессе модернизации инфраструктуры культурного пространства Гунибского района Республики Дагестан;
5.обосновать актуальность первоочередного решения проблемы обращения с отходами производства и потребления на территории Гунибского района Республики Дагестан для развития рекреационной политики.
Объектом исследования является рекреационная политика как фактор развития в процессе модернизации инфраструктуры культурного пространства Гунибского района Республики Дагестан.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе модернизации инфраструктуры культурного пространствапри переходе Гунибского района Республики Дагестан к рекреационной политики.
Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы и данные официальной статистики, действующих сайтов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестана и Администрации Гунибского района Республики Дагестан, материалы по изучаемой проблематике, опубликованные в отечественной литературе и периодической печати.
Цель и задачи работы предопределили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В работе использован комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов научного познания: полевой, описания, классификации, анализа фондовых документов и материалов, справочных и литературных источников. С целью выявления порайонных различий применены сравнительно-географический, исторический, картографические методы, а также метод бальной оценки анализируемых явлений и факторов.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты данной проблемы, а именно теоретико-методологические основы рекреационной политики и основы процесса модернизации инфраструктуры культурного пространства Гунибского района.
Во второй главе был проведен анализ состояния рекреационной политики в процессе модернизации инфраструктуры культурного пространства Гунибского района Республики Дагестан.
В третьей главе были предложены пути совершенствования методов концепции рекреационной политики впроцессе модернизации объектов культурного пространства в Гунибском районе Республики Дагестан.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СТАБИЛИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
1.1. Эколого-экономическое содержание понятия «рекреационная политика»
Возрастающие требования к показателям здоровья и образованности в ХХ! веке актуализируют поиск эффективных форм и методов сохранения и восстановление оптимального функционального состояния человека после психических, физических, социальных нагрузок. Следствием данной тенденции стало развитие соответствующих исследований в области медицины, туризма, рекреационной географии и т.п. Однако полученные результаты достаточно медленно внедряются в практическую деятельность специалистов соответствующего профиля, что в определенной степени связано с отсутствием единого подхода к формированию понятийно– терминологического аппарата дисциплин здоровьесберегающей направленности.
В первую очередь это отмечается в рамках понятий, относящихся к сфере активного отдыха, рекреации, туризма. Поскольку понятия «рекреация» и «туризм» являются объектами исследования географов и курортологов, экономистов и статистиков, специалистов по государственному управлению, физкультуре и спорту, планировке и инженерному обустройству территорий, гостиничному делу и общественному питанию, правоведов и политологов, социологов и психологов, историков и культурологов, вполне естественно, что представители различных наук, используя наработанные в соответствующих отраслях научного знания адекватные инструменты дают различные определения.
При этом вырабатываемые подходы в целом не противоречат, а дополняют друг друга, оттеняя в большей степени ту или иную характеристику явления. Однако для оптимизации подготовки будущих специалистов к реальной профессиональной деятельности, уточнения её объёма и содержания, формирования актуальных компетенций необходимы однозначные толкования основополагающих понятий, отражающие направленность и сущность подготовки в современных условиях.
Разработкой понятийно-терминологического аппарата рекреации и туризма занимался широкий круг ученых, среди которых В.С. Преображенский, Н.С. Мироненко, В.А. Квартальнов, И.В. Зорин, Ю.Е. Рыжкин, А.М. Ветитнев, А.С. Кусков, О.В. Лысикова, Л.Б. Журавлева,
О.А. Старовойтенко. Значительный вклад в разработку данного направления внесли украинские исследователи Н.В. Багров, И.Т. Твердохлебов, М.Н. Поколодная, Е.П. Приступа, И.В. Смаль, Ю.А. Грабовский, А.С. Шаптала, Д.В. Николаенко, В.И. Цыбух, Ю.Б. Чаплинский. Над созданием терминологического стандарта в этой сфере работают и различные международные институты, среди которых Организация Объединенных Наций, Всемирная туристическая организация и др. Однако до сих пор несогласованность в использовании отдельных терминов и понятий остаётся характерной чертой туризмоведения и смежных с ним дисциплин: физической реабилитации, курортологии, физической культуры, что актуализирует проблематику нашего исследования.
Н.В. Багров определил понятие «рекреационной политики» как «политике по организации систем мероприятий, связанных с использованием свободного времени для оздоровительной, культурно-познавательной и спортивной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне мест их постоянного проживания». То есть без использования культурного пространства не будет развития рекреационной политики. Каждая географически определённая культурно-историческая конфигурация в пространственно-временной материализации своего культурного генезиса разворачивается на определённой многоуровневой территории со своим культурным рельефом, с культурными условиями и традициями.
Условия перехода к рекреационной политики в процессе модернизации инфраструктуры культурного пространства следующие:
-обеспечение прав и свобод граждан, рыночное хозяйство и гражданское общество;
-усиление роли основных социальных групп населения, особенно молодежи, во всех преобразованиях и принятии решений;
-ведущая роль государства как гаранта политической, экономической, социальной, экологической, военной безопасности;
– создание отлаженной системы взаимодействия «центр – регионы».
Показателем результативности использования программно-целевого метода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий», приоритетных национальных проектов «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Здоровье», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия , которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.
Экономика горных территорий в настоящее время характеризуется сильно выраженной сельскохозяйственной специализацией, низким притоком инвестиций в основной капитал, слаборазвитой торговлей и утраченными функциями промышленности. В общем объеме продукции сельского хозяйства по республике, доля горных территорий составляет 43%; инвестиций в основной капитал –7%; розничного товарооборота –7,5%; отгруженных промышленных товаров –10,7%.
Особый статус горной зоны, и, прежде всего, заметное отставание горных территорий республики в экономическом развитии, проблемы, связанные с забрасыванием обжитых мест и массовым оттоком населения из горной зоны, приводит к выводу из оборота значительных площадей сельскохозяйственных угодий и ряду других проблем, вытекающих из этого.
Рост населения республики диктует необходимость развития горных территорий для обеспечения стабильности и равномерного развития. Только за неполные два года население республики выросло на 46,8 тыс. человек. За этот период более 5 тыс. человек переселились с гор на равнину. Без поддержки государства, горные территории не могут решать имеющиеся